Действующий

Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года (с изменениями на 18 октября 2018 года)

1. Инновационная среда

Основными результатами формирования среды, благоприятной для инноваций, должны стать:

устранение барьеров, сдерживающих расширение масштабов инновационной активности предприятий и распространение в экономике передовых технологий;

усиление стимулов на уровне компаний к постоянной инновационной деятельности, использованию и разработке новых технологий для обеспечения конкурентоспособности бизнеса;

создание благоприятных условий для создания новых высокотехнологичных компаний и развития новых рынков продукции (услуг).

В связи с этим планируется реализовать соответствующие меры по следующим основным направлениям:

улучшение условий для справедливой конкуренции и усиления мотиваций компаний и их собственников к инновациям;

совершенствование регулирования рынков продукции (услуг) и отраслевого регулирования для обеспечения благоприятных условий для распространения передовых технологий;

развитие совместно с партнерами по Таможенному союзу системы технического регулирования;

вовлечение в экономический и гражданско-правовой оборот прав на результаты интеллектуальной деятельности, созданные при финансовой поддержке государства;

совершенствование налоговых условий для ведения инновационной деятельности, предусматривающее стимулирование расходов компаний на технологическую модернизацию;

интенсификация усилий по улучшению инвестиционного климата;

стимулирование притока квалифицированных специалистов.

В целях улучшения условий для справедливой конкуренции и усиления мотиваций компаний и их собственников к инновациям предусматривается обеспечить:

повышение оперативности и действенности реагирования антимонопольных органов на случаи нарушения условий для конкуренции при принятии нормативных актов, ограничивающих права отдельных групп предприятий, затрудняющих ведение инновационной деятельности;

определение принципов контроля за преференциями отдельным компаниям и критериев выявления тех преференций, которые оказывают негативное влияние на состояние конкурентной среды и могут ограничить мотивации компаний по реализации Стратегии;

регулярную оценку существующих барьеров для инновационной деятельности и сопоставление их уровня между российскими регионами.

Постепенно будут сокращаться масштабы государственной поддержки неэффективных компаний, а в случае их высокой социальной значимости будет усиливаться инновационная направленность мер поддержки таких компаний в сочетании с мерами по реструктуризации бизнеса на основе разделения рисков с частными инвесторами.

Государство будет формулировать требования к инновационной политике компаний с государственным участием и естественных монополий. В соответствии с этими требованиями будет обеспечена качественная экспертиза и контроль за выполнением планов развития и инвестиционных программ этих компаний.

В целях совершенствования регулирования рынков продукции (услуг) и отраслевого регулирования в целях обеспечения благоприятных условий для распространения передовых технологий будут обеспечены регулярная оценка состояния нормативной правовой базы для распространения критических технологий в экономике и определение планов последовательных действий по совершенствованию регулирования рынков продукции (услуг) и отраслевого регулирования. Для этого будет существенно активизирована работа с отраслевыми бизнес-ассоциациями, российскими и иностранными инвесторами. Существенное место в совершенствовании регулирования и настройке инструментов стимулирования инноваций должны занять технологические платформы, формирование которых основывается на партнерстве бизнеса, науки и государства.

Развитие совместно с партнерами по Таможенному союзу системы технического регулирования предусматривает решение следующих задач:

ускоренное обновление стандартов, которые являются барьерами в расширении инновационной деятельности предприятий, а также гармонизация нормативной правовой базы Российской Федерации и Таможенного союза с Европейским союзом в этой сфере с внедрением механизмов взаимного признания результатов работ по подтверждению соответствия;

ускорение процедуры выведения на рынок новой продукции, основанной на упрощенном порядке формирования соответствующих требований к ней, аналогичном режиму предварительных стандартов в европейской системе технического регулирования, предоставление изготовителям возможности вывода продукции на рынок под собственную ответственность с использованием декларирования вместо сертификации;

упрощение и ускорение процедур сертификации, в том числе в соответствии с международными стандартами качества;

упрощение импорта технологий, в том числе путем совершенствования устанавливаемых Правительством Российской Федерации перечня оконечного оборудования, перемещение которого через таможенную границу Российской Федерации осуществляется без специального разрешения на ввоз, и правил использования указанного оборудования;

реализация системы мер по обеспечению последовательного и предсказуемого на долгосрочную перспективу ужесточения требований к эффективности использования предприятиями природных ресурсов, безопасности продукции (услуг) для экологии и здоровья населения и снижению энерго- и материалоемкости, а также определение системы соответствующих поощрений и санкций, гармонизация российских стандартов с международными в первую очередь по тем направлениям, где существуют перспективы расширения экспорта инновационной продукции. Кроме ограничительных указанная система должна включать в себя такие меры, как использование специальных маркировок, содействие кооперации между производителями, стимулирование образования ассоциаций производителей, поощрение тех, кто покупает и применяет новые технологии, снижение или отмена таможенных пошлин на ввоз современного оборудования, государственная поддержка научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, подготовка кадров, политика государственных закупок и предоставление преференций компаниям и продуктам, в которых используются определенные технологические решения. При этом с учетом мирового опыта целесообразно рассмотреть вопрос о формировании специального института по изучению лучших технологий, существующих в мире.

Для вовлечения в оборот прав на результаты интеллектуальной деятельности, созданные при финансовой поддержке государства, в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, планируется обеспечить:

упрощение порядка передачи используемых прав на результаты интеллектуальной деятельности, созданные за счет средств федерального бюджета, в том числе передачи данных от правообладателя их непосредственным создателям, включая авторов;

введение административной ответственности за невыполнение обязанностей по своевременному закреплению прав собственности на результаты интеллектуальной деятельности по государственному контракту как со стороны государственных органов, так и в отношении исполнителей по государственным контрактам;

обеспечение четкой регламентации процедуры применения безвозмездной лицензии для государственных нужд;