Одной из основных задач инновационного развития является создание условий для формирования у граждан следующих компетенций инновационной деятельности:
способность и готовность к непрерывному образованию, постоянному совершенствованию, переобучению и самообучению, профессиональной мобильности, стремление к новому;
способность к критическому мышлению;
способность и готовность к разумному риску, креативность и предприимчивость, умение работать самостоятельно, готовность к работе в команде и в высококонкурентной среде;
владение иностранными языками, предполагающее способность к свободному бытовому, деловому и профессиональному общению.
Формирование таких компетенций предполагает адаптацию для этих целей не просто отдельных направлений социально-экономической политики (в первую очередь политики в сфере образования), но и общественной среды в целом, создание условий для свободы творчества и самовыражения, поощряющих и вознаграждающих людей, обладающих соответствующими компетенциями и достигающих успеха.
Система образования на всех этапах, начиная с дошкольного, в части содержания и в части методов и технологий обучения (преподавания) должна быть ориентирована на формирование и развитие навыков и компетенций, необходимых для инновационной деятельности.
В целях обеспечения раннего раскрытия способностей детей к творчеству, развития навыков по критическому восприятию информации, способности к нестандартным решениям, креативности, изобретательности, способности работать в команде и их подготовки к школьному обучению будет расширена государственная поддержка дошкольного образования, включая развитие автономных, частных, корпоративных, общественных и семейных детских садов, а также услуг дополнительного образования.
Предстоит обновить подходы к формированию и конкурсному распределению государственного и муниципального задания с учетом актуальных потребностей граждан. Будет увеличена численность педагогов дошкольных образовательных учреждений, имеющих современную квалификацию, в том числе через аттестацию кадров, обновление квалификационных требований и формирование современных профессиональных стандартов, обновление образовательных программ, программ повышения квалификации и профессионального сопровождения, совершенствование системы оплаты труда с опорой на создание современной системы оценки качества и результатов педагогической работы.
Для этого в течение ближайших 5 лет при государственной поддержке будет обеспечена возможность стажировки педагогов и руководителей на базе не менее 2 наиболее успешно работающих дошкольных образовательных учреждений в каждом федеральном округе. До 2020 года количество мест проведения стажировок на базе дошкольных образовательных учреждений будет увеличено с целью обеспечения стажировок абсолютного большинства работников дошкольного образования.
На дошкольной стадии важнейшую роль в формировании личности играет семья. В целях обеспечения возможностей для оказания эффективной помощи в раскрытии потенциала семьи будет развиваться система квалифицированного добровольного педагогического консультирования родителей и содействия семьям в обучении, воспитании и развитии детей, а также система социального патроната.
Государство будет поощрять инициативы регионов, институтов гражданского общества по предоставлению бесплатной информации молодым семьям о методах семейного воспитания и обучения в рамках создаваемой системы поддержки деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций.
Будет поощряться развитие креативности и приобщение к творчеству в любой сфере деятельности. При этом будет обеспечено качественное повышение эффективности использования в образовательном процессе современных информационных технологий и в этих целях расширены функции школьных и детских библиотек, стимулирующие пользователей эффективно использовать все виды информации, включая электронные информационные ресурсы.
Предусматривается расширение практики поддержки на конкурсной основе учреждений общего образования, внедряющих инновационные программы образования, с обеспечением целенаправленного формирования, выявления, апробации и последующего распространения передовых методик преподавания и лучшей практики их работы, отвечающих задачам инновационного развития.
Также будет поддержано развитие инфраструктуры индивидуальных образовательных программ, углубленного и профильного обучения по программам общего и дополнительного образования, в том числе системы многопрофильных и разнопрофильных школ старшей ступени, образовательных центров, интегрирующих общее и дополнительное образование, а также предоставляющих возможности профессиональной подготовки (с возможностью присвоения наиболее эффективным из них статуса президентских лицеев). Ключевым условием поддержки создания и развития таких школ будет обеспечение полноценной доступности их для одаренных детей из малообеспеченных семей и удаленных и труднодоступных территорий.
Деятельность школ для одаренных учащихся при вузах будет развиваться не только по естественно-научному профилю и направлениям точных наук, но также и по другим направлениям подготовки. В каждом из ведущих классических и федеральных университетов и не менее чем в половине национальных исследовательских университетов предусматривается создание указанных школ, обеспечивающих как очное, так и дистанционное образование. Не менее 10 процентов учащихся старших классов сельских школ будут получать дополнительное образование в таких образовательных учреждениях.
Основными направлениями предоставляемой поддержки станут обеспечение современных условий организации образовательного процесса, в том числе на основе использования новейших информационных технологий, обеспечение для учащихся широких возможностей для совместной, сетевой, проектной деятельности и учебно-профессиональной коммуникации с молодыми исследователями, включение их в проекты и исследования, реализуемые вузами, в том числе через финансовую поддержку конкретных проектов и образовательных программ. В федеральных и национальных исследовательских университетах эта работа будет осуществляться в рамках программ их создания и развития. Соответствующие требования будут включены в перечень обязательных при оценке эффективности деятельности ведущих классических, федеральных и национальных исследовательских университетов.
Получат дальнейшее развитие системы и механизмы государственно-общественного управления, финансово-хозяйственной самостоятельности, оценки качества и эффективности деятельности образовательных учреждений, обеспечивающие развитие в образовательных учреждениях духа инициативы и предпринимательства, современного инновационного уклада.
Переход к использованию новых образовательных технологий и методов в школе будет обеспечен путем аттестации кадров, формирования современных профессиональных стандартов деятельности педагогических и управленческих кадров и обновления квалификационных требований (в том числе в рамках поддержки создания и функционирования саморегулируемых профессиональных организаций).
Для подготовки и повышения квалификации педагогических и управленческих кадров планируется:
обновить образовательные программы бакалавриата, магистратуры и дополнительного образования по педагогическим специальностям;
усовершенствовать профессиональную ориентацию будущих учителей, в том числе за счет привлечения к педагогической работе граждан, не имеющих педагогического образования, но любящих и умеющих работать с детьми;
реформировать сеть педагогических вузов, превратив их в современные организации, ориентированные на широкую гуманитарно-педагогическую, информационно-коммуникационную и аналитико-управленческую подготовку;
создать сеть консультационно-методического сопровождения профессиональной деятельности педагогов.
С учетом региональной принадлежности общеобразовательных учреждений на федеральном уровне предстоит:
обеспечить возможность стажировки для большинства работников системы общего образования;
сформировать кадровый резерв системы общего образования, развивать механизмы регулярной ротации руководящего состава;
регулярно обновлять требования к образовательной деятельности, в том числе к условиям образовательного процесса и структуре образовательных программ, с целью продвижения инновационных образовательных технологий и формирования новой школьной инфраструктуры.
Повышение квалификации учителей должно сопровождаться доведением к 2013 году их средней заработной платы до средней по экономике в соответствующем регионе с последующим ее поддержанием на уровне не ниже достигнутого.