Недействующий

Международный стандарт финансовой отчетности (IFRS) 4 "Договоры страхования" (с изменениями на 26 августа 2015 года) (утратил силу с 09.02.2016 на основании приказа Минфина России от 28.12.2015 N 217н)

Значительный страховой риск

B22. Договор является договором страхования только в том случае, если по нему передается значительный страховой риск. В пунктах B8-B21 рассматривается страховой риск. В следующих пунктах рассматривается оценка того, является ли страховой риск значительным.

B23. Страховой риск значителен только в том случае, если в результате страхового случая страховщику придется выплатить значительные дополнительные вознаграждения при любом исходе, исключая случаи, не имеющие коммерческого содержания (т.е. не имеющие заметного влияния на экономическую сторону сделки). Если дополнительные значительные вознаграждения будут подлежать выплате в случаях, имеющих коммерческое содержание, то условие в предыдущем предложении может выполняться, даже если страховой случай в высшей степени маловероятен, или даже если ожидаемая (т.е. взвешенная на основе вероятности) приведенная стоимость условных денежных потоков является незначительной по сравнению с ожидаемой приведенной стоимостью остающихся по договору потоков денежных средств.

B24. Дополнительные вознаграждения, описанные в пункте B23, относятся к суммам сверх тех сумм, которые бы подлежали выплате, если бы не произошел страховой случай (исключая случаи, не имеющие коммерческого содержания). Эти дополнительные суммы включают затраты на рассмотрение претензий и их оценку, но исключают:

(a) потерю способности взимать плату с держателя полиса за будущие услуги. Например, по инвестиционному договору страхования жизни, смерть держателя полиса означает, что страховщик больше не может предоставлять услуги по управлению инвестициями и получать за это плату. Однако этот экономический убыток страховщика не отражает страховой риск, так же как и в случае с взаимным фондом его управляющий не принимает на себя страховой риск в отношении возможной смерти клиента. Поэтому потенциальная возможность потери будущих вознаграждений за управление инвестициями не является уместной при оценке того, в каком объеме по договору переносится страховой риск.

(b) отказ в случае смерти от расходов, которые были бы понесены в случае прекращения договора или отказа от него. Так как данные расходы возникли в результате договора, то отказ от этих расходов не компенсирует держателю полиса уже существовавшего риска. Поэтому они не уместны при оценке того, в каком объеме по договору переносится страховой риск.

(c) платеж, зависящий от события, при возникновении которого держатель договора не несет значительных убытков. Например, имеется договор, по которому страховщик должен выплатить один миллион денежных единиц, если активу будет причинен физический ущерб, в результате которого держатель полиса понесет незначительный экономический убыток равный одной денежной единице. По данному договору держатель полиса передает страховщику незначительный риск потери одной денежной единицы. В то же время договор создает нестраховой риск того, что эмитент должен будет выплатить 999999 денежных единиц, если произойдет определенное событие. Так как эмитент не принимает на себя значительный страховой риск от держателя полиса, то это договор не является договором страхования.

(d) возможные компенсации убытков, получаемые по договорам перестрахования. Страховщик должен учитывать их отдельно.

B25. Страховщик должен оценивать значимость страхового риска по договорам на индивидуальной основе, а не на основе их существенности с точки зрения финансовой отчетности.* Таким образом, страховой риск может быть значителен даже в случае, когда существует минимальная вероятность существенных убытков по всем учтенным договорам. Данная оценка договоров на индивидуальной основе помогает облегчить классификацию договора как договора страхования. Однако, если известно, что относительно однородная группа небольших договоров состоит из договоров, по которым передается страховой риск, то не требуется, чтобы страховщик анализировал отдельно каждый договор из этой группы для того, чтобы выявить несколько договоров, не являющихся производными инструментами, которые передают незначительный страховой риск.

________________

* Для данной цели, договоры заключенные одновременно с одним контрагентом (или договоры, являющиеся взаимозависимыми каким-либо иным образом) рассматриваются как один договор.

B26. Из пунктов B23-B25 следует, что если по договору производится выплата возмещения по случаю смерти, превышающего сумму, подлежащую выплате при дожитии, то этот договор является договором страхования за исключением случаев, когда дополнительные выплаты по случаю смерти незначительны (это оценивается применительно к самому договору, а не всей группе договоров). Как отмечалось в пункте B24(b), отказ в случае смерти от расходов, которые были бы понесены в случае прекращения договора или отказа от него, не включается в такую оценку, если в результате такого отказа держателю полиса не компенсируется уже существовавший риск. Аналогичным образом договор об аннуитете, по которому производятся регулярные платежи в течение остающегося периода жизни держателя полиса, является договором страхования кроме случаев, когда агрегированные выплаты, зависящие от дожития, являются незначительными.

B27. Пункт B23 относится к дополнительным вознаграждениям. Эти дополнительные вознаграждения могут включать требование по досрочной выплате вознаграждений, если страховой случай наступил раньше и выплата не была скорректирована с учетом временной стоимости денег. Примером является пожизненное страхование на фиксированную сумму (другими словами, страхование, по которому производятся фиксированные выплаты в случае смерти, и не имеющее срока истечения покрытия). Определенно держатель полиса умрет, но дата смерти остается неопределенной. Страховщик будет нести убытки по тем отдельным договорам, держатели которых умерли преждевременно, даже если в целом по группе договоров убытка не будет.

B28. Если договор страхования разделяется на депозитную и страховую составляющие, то значимость передаваемого страхового риска оценивается на основе страховой составляющей. Значимость страхового риска, передаваемого по встроенному производному инструменту, оценивается на основе встроенного производного инструмента.