Транспортный комплекс Северо-Западного федерального округа играет важную роль в экономике региона и всей Российской Федерации. Благодаря уникальному географическому положению и непосредственной близости к странам Европейского Союза и крупнейшим портам Европы через округ проходит существенная доля международных грузов страны в рамках международных транспортных коридоров. В непосредственной близости от северного побережья округа расположена трасса Северного морского пути.
Наличие морских портов, достаточно развитой сети железных и автомобильных дорог, системы воздушных сообщений, Северного морского пути, Волго-Балтийского водного пути, а также трубопроводного транспорта, обеспечивающего как внутренние потребности региона, так и экспорт нефти, газа и продукции их переработки, делает Северо-Западный федеральный округ стратегически важным для экономики и национальной безопасности страны.
Роль транспортного комплекса Северо-Западного федерального округа в обеспечении работы транспортной системы Российской Федерации определяется в первую очередь специализацией и пропускной способностью транспортной инфраструктуры, обеспечивающей импорт и экспорт российских грузов, а также способностью создать условия для устойчивого развития предприятий округа.
Северо-Западный федеральный округ занимает значительное место во внешней торговле России - в 2010 году около 30 процентов внешнеторговых грузов страны было перевезено через территорию округа.
За последние годы наблюдается существенный рост спроса на услуги транспортного комплекса, что связано как с развитием международной торговли, так и с возросшими объемами производства отраслей экономики. Северо-Западный федеральный округ является лидером в России по темпам роста контейнерного грузопотока, а также по темпам развития сетевой торговли и сборочных производств международных концернов. Транспорт оказывает значительное влияние на повышение конкурентоспособности экономики округа.
Транспортный комплекс и дорожное хозяйство являются крупнейшими потребителями продукции различных отраслей промышленности, включая отрасли транспортного машиностроения, производства строительных материалов и оборудования. Для обеспечения потребностей транспортного комплекса должна быть проведена масштабная модернизация транспортного машиностроения, направленная на создание конкурентоспособных производств по выпуску современных видов продукции. Высокий спрос на современные транспортные средства, включая железнодорожную и авиационную технику, морские и речные суда (в том числе контейнерные суда, нефтеналивные танкеры, продуктовозы и газовозы, суда усиленного ледового класса и др.), автомобили, соответствующие экологическим нормам Евро-4 и Евро-5, городской пассажирский транспорт и дорожно-строительную технику, предопределяет перспективы развития промышленности Северо-Западного федерального округа. Эти направления связаны с реализацией технологических платформ, касающихся применения инновационных технологий для повышения эффективности строительства, содержания и безопасности автомобильных и железных дорог, а также высокоскоростного интеллектуального железнодорожного транспорта.
Морской транспорт играет важную роль в обеспечении внешнеэкономических связей России и развитии экономики Северо-Западного федерального округа, выполняя экспортно-импортные, транзитные и каботажные (в том числе арктические) морские перевозки. В труднодоступных районах Крайнего Севера морской транспорт зачастую является единственным видом транспорта, способным перевозить крупные партии грузов, обеспечивая жизнедеятельность малочисленных народов Севера и освоение природных богатств страны. Указанный вид транспорта обеспечивает прямую транспортную связь с Калининградской областью без пересечения территорий других государств.
Внутренний водный транспорт, являясь неотъемлемой составной частью транспортного комплекса округа, обеспечивает региональные и международные перевозки. Внутренние водные пути округа связаны со стратегически важными морскими бассейнами (Балтийским, Северным, Каспийским, Азово-Черноморским).
Развитие внутреннего водного транспорта имеет важное значение для Архангельской области, Республики Коми и Ненецкого автономного округа, где сеть железных и автомобильных дорог недостаточно развита.
Значительная часть внутренних водных путей Северо-Западного федерального округа входит в состав важнейших внутренних водных путей международного значения, в том числе международного транспортного коридора "Север - Юг".
Северо-Западный федеральный округ, часть которого расположена севернее Полярного круга, включает целый ряд районов, доступность которых обеспечивается только посредством воздушного транспорта. В Республике Коми, Архангельской и Мурманской областях, Ненецком автономном округе обслуживание отдаленных населенных пунктов осуществляется преимущественно воздушным транспортом. Аэропортовый комплекс включает в себя 66 аэропортов, в том числе 7 международных.
Автомобильный транспорт лидирует по объему перевозок грузов и пассажиров в Северо-Западном федеральном округе и занимает ведущее место во внешнеторговых автомобильных перевозках Российской Федерации. Через пункты пропуска через государственную границу Российской Федерации, находящиеся на территории округа, перевозится около трети общего объема внешнеторговых грузов, транспортировка которых осуществляется автомобильным транспортом.
По территории Северо-Западного федерального округа проходит ряд международных транспортных коридоров, в состав которых включены основные федеральные дороги "Скандинавия", "Россия", "Кола", "Холмогоры", "Вятка", Калининград - Черняховск - Нестеров и др.
Наблюдается существенная дифференциация субъектов Российской Федерации по уровню обеспеченности автомобильными дорогами. В настоящее время более одной третьей сельских населенных пунктов Северо-Западного федерального округа не обеспечены постоянной связью дорог с твердым покрытием с сетью дорог общего пользования. Из-за плохого состояния дорожной сети и отсутствия дорог с твердым покрытием в сельской местности наблюдается падение объемов сельскохозяйственного производства и отток населения из этих районов. Ненецкий автономный округ отрезан от сети автомобильных и железных дорог России. Крупные промышленные центры Республики Коми (гг.Печора, Инта, Воркута) также не имеют автотранспортной связи даже со столицей республики.
Нехватка широтных магистралей сдерживает социально-экономическое развитие субъектов Северо-Западного федерального округа, затрудняет их сотрудничество и интеграцию с Уральским федеральным округом и другими регионами России.
Структура сети региональных дорог во многих субъектах Российской Федерации повторяет общие недостатки сети федеральных дорог - связь соседних районных центров или близко расположенных сельских населенных пунктов часто осуществляется соответственно через региональные и районные центры, что приводит к перепробегу автомобильного транспорта и перегрузке автомобильных дорог около региональных центров.
К основным проблемам транспортного обеспечения потребностей экономики и населения Северо-Западного федерального округа относятся:
недостаточная плотность развития транспортной инфраструктуры, несовершенство структуры транспортной сети, нехватка широтных магистралей;
недостаточная пропускная способность транспортной инфраструктуры на ряде направлений, обслуживающей мощные грузо- и пассажиропотоки;
перегрузка значительной части автомобильных дорог федерального значения и железных дорог;
несоответствие автомобильных дорог нормативным требованиям. Доля протяженности автомобильных дорог регионального значения, не отвечающих нормативным требованиям, составляет 75 процентов их общей протяженности. В Архангельской и Вологодской областях, а также Ненецком автономном округе из всей протяженности дорог регионального значения более 90 процентов дорог не соответствуют нормативным требованиям;
недостаточный уровень конкурентоспособности транспортного комплекса Северо-Западного федерального округа на мировом рынке транспортных услуг. Рост международных перевозок, в том числе транзитных, сдерживается из-за нехватки терминально-логистических центров и объектов сервиса, неэффективной системы документооборота, а также длительной задержки грузов на границе;
высокая степень износа основных фондов транспортного комплекса (на внутреннем водном транспорте - свыше 70 процентов, на автомобильном, морском и воздушном видах транспорта - более 40 процентов, на железнодорожном транспорте - свыше 20 процентов). Высокой степенью износа характеризуется состояние целого ряда трубопроводов;
регулярные заторы движения, вызывающие потери времени, рост транспортных расходов и ухудшение экологической ситуации в крупных и крупнейших городах округа.
Северо-Западный федеральный округ в недостаточной степени использует преимущества своего выгодного географического положения. Международные грузы следуют по территории в основном транзитом, создавая дополнительную нагрузку на транспортную инфраструктуру и окружающую среду. При этом добавленную стоимость от переработки международных грузов, следующих по территории округа, получают в основном соседние государства (Финляндия и страны Балтии), а также другие регионы России.
В округе отмечается дефицит качественных услуг, связанных с терминальной обработкой, совершением таможенных операций, складированием, хранением, консолидированием и формированием товарных партий для отправления в регионы России и зарубежные страны.
Транспортный комплекс Северо-Западного федерального округа еще не может в полной мере удовлетворить требования населения и отраслей экономики страны, а также предоставить российским и зарубежным потребителям услуги на уровне, соответствующем мировым стандартам.
Уникальное геополитическое положение Северо-Западного федерального округа является основным конкурентным преимуществом на мировом рынке транспортно-логистических услуг. Одним из самых привлекательных вариантов снижения зависимости российской экономики от цен на энергоресурсы является обслуживание транзитного моста между Европой и Азией. Транспортный комплекс округа может стать составляющей глобальной системы производства.
На развитие транспортного комплекса Северо-Западного федерального округа в наибольшей степени будут оказывать влияние следующие факторы: