Развитие социальной сферы Северо-Западного федерального округа определяется стратегическими задачами демографического характера, целями повышения уровня и качества жизни населения, а также институциональными изменениями. Для повышения уровня жизни и развития социальной сферы потребуется экономическая база, позволяющая увеличивать доходы жителей и бюджетов субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Западного федерального округа, а также муниципальных образований. Ряд социальных программ предполагается реализовать на основе софинансирования с привлечением федеральных источников.
По уровню развития социальной сферы Северо-Западный федеральный округ в целом занимает в Российской Федерации одно из первых мест. Однако в северной части округа в силу климатических и историко-экономических причин соответствующие показатели существенно уступают среднероссийским. Также проблемой является чрезмерная концентрация социальных объектов (особенно образовательных и медицинских) в наиболее крупных населенных пунктах, что резко ограничивает возможности их использования значительной частью населения. Более того, отдельные составляющие социальной сферы более чем на 80 процентов сконцентрированы в г.Санкт-Петербурге и областных центрах округа. По указанным причинам потребуются крупные инвестиции и организационно-экономические мероприятия по повышению уровня развития социальной сферы.
В развитии социальной сферы одной из главных задач, которая будет решаться в стратегической перспективе, является обеспечение оптимального соотношения между качеством предоставляемых услуг и возможностями их получения населением, а также доступности объектов и услуг социальной инфраструктуры, транспорта, средств связи и информации для инвалидов и других маломобильных групп населения.
Учитывая значительную дифференциацию в обеспеченности населения социальными объектами и услугами в зависимости от места проживания, важным направлением будет ликвидация неоправданных различий в уровнях развития социальной сферы между отдельными субъектами Российской Федерации, входящими в состав Северо-Западного федерального округа, а в их пределах - между отдельными муниципальными районами и поселениями.
В сельской местности целесообразно создавать социально-культурные центры комплексного типа, что позволит предоставлять более качественные услуги и уменьшить издержки эксплуатации.
Необходимым условием эффективного развития социальной сферы является проведение мероприятий по коренному улучшению сети местных дорог, без чего использование медицинских центров, школ нового типа и других современных социальных объектов значительной частью населения будет существенно ограничено.
В стратегической перспективе предполагается развитие социальных служб на крупных предприятиях.
Кроме того, целесообразно развивать социальную сферу в сельской местности по следующим направлениям:
модернизация материально-технической базы учреждений социального обслуживания пожилых граждан и инвалидов и переселение пожилых граждан, постоянно проживающих в ветхих и находящихся в аварийном состоянии учреждений социального обслуживания, в более современные помещения;
развитие социального туризма для пожилых граждан, инвалидов и иных категорий граждан, нуждающихся в социальной защите;
развитие государственно-частного партнерства, формирование механизмов привлечения негосударственных (частных) организаций для социального обслуживания населения, прежде всего лиц старшего возраста, предоставления санаторно-курортных услуг, оказания реабилитационных услуг, а также для предоставлении социальных услуг в стационарных условиях и на дому.