С 1990 года население Северо-Западного федерального округа сократилось на 2 млн. человек, или на 12 процентов. Это самое большое снижение среди федеральных округов, за исключением Дальневосточного федерального округа. Причиной этого является как снижение естественного прироста населения, так и резко отрицательный миграционный баланс в северных частях округа.
Стратегическими мерами по улучшению демографической ситуации являются прежде всего такие меры, как создание рабочих мест и необходимой социальной инфраструктуры в местах проживания населения, совершенствование транспортных связей и расселения, государственная поддержка рождаемости, материальная помощь семье, детству и материнству. Без указанных мер действия чисто медицинского характера (строительство новых роддомов, внедрение новых технологий, повышение качества соответствующих услуг), положительно сказываясь на показателях младенческой смертности, здоровья ребенка и матери, не приведут к росту деторождения. Особое внимание в связи с этим следует уделять реализации мер демографической политики в сельской местности, где есть все условия для воспроизводства и воспитания здорового молодого поколения.
Демографическая ситуация в Северо-Западном федеральном округе остается сложной. Реализация приоритетного национального проекта "Здоровье" и мер демографической политики привели в последние годы к некоторому ее улучшению во всех субъектах Российской Федерации, входящих в состав Северо-Западного федерального округа, однако тенденцию к снижению численности населения удалось изменить к 2009 году лишь в г.Санкт-Петербурге, Ненецком автономном округе и Калининградской области. К числу наиболее значимых позитивных тенденций последних лет следует отнести повышение продолжительности жизни и рост рождаемости. Ожидаемая продолжительность жизни в целом по округу выросла с 63,8 года в 2004 году до 68,2 года в 2009 году. Тем не менее по показателю продолжительности жизни для обоих полов округ отстает от Финляндии, Норвегии и Швеции на 12-13 лет.
Во всех субъектах Федерации, входящих в состав Северо-Западного федерального округа, за исключением г.Санкт-Петербурга и Мурманской области, смертность населения трудоспособного возраста от внешних причин (травмы, отравления, убийства и самоубийства), значительная часть которых связана со злоупотреблением алкоголем, превышает среднероссийский уровень.
Реализация мер по экономическому стимулированию рождаемости, осуществляемых в Российской Федерации с 2007 года, дала положительные результаты. При этом увеличились как численность новорожденных, так и суммарный коэффициент рождаемости показатель, который, в отличие от численности новорожденных, не зависит от изменений в возрастной структуре населения. Особенно значительным (на 30 процентов к уровню 2006 года) оказался рост количества рождений, зарегистрированных в г.Санкт-Петербурге. Несмотря на очевидное повышение уровня рождаемости в округе, уровень 1990 года еще не достигнут. Замещение поколением детей родительского поколения обеспечивается только на две третьих, что при отсутствии значительного по масштабам миграционного прироста будет неизбежно приводить к сокращению численности населения.
Миграционный прирост населения Северо-Западного федерального округа обеспечивается главным образом за счет притока населения в г.Санкт-Петербург, Ленинградскую и Калининградскую области. Наибольшая миграционная убыль наблюдается в Республике Коми, Архангельской и Мурманской областях.
Расчет численности населения на начало 2030 года, осуществленный Федеральной службой государственной статистики, проводился на основе анализа изменения рождаемости, смертности и миграции.
Результаты прогнозных расчетов свидетельствуют о том, что в демографическом развитии наряду с общими тенденциями будут наблюдаться и существенные региональные различия - снижение численности лиц трудоспособного возраста, увеличение численности лиц в возрасте старше трудоспособного, а также (при продолжении обозначившейся тенденции к повышению рождаемости) некоторое увеличение численности лиц младшего возраста.
Рост демографической нагрузки на трудоспособное население будет обусловлен как процессом старения населения, так и (при благоприятной социально-экономической ситуации) увеличением рождаемости. По 2-му варианту прогноза в Северо-Западном федеральном округе демографическая нагрузка на 1 тыс. трудоспособного населения вырастет с 612 человек на начало 2011 года до 803 человек на начало 2021 года. Среднегодовой прирост численности лиц моложе трудоспособного возраста в 2010-2020 годах составит по указанному варианту прогноза в округе в целом 1,2 процента, в г.Санкт-Петербурге 2,4 процента, по 1-му варианту прогноза соответственно 1,8 процента и 2,7 процента. Среднегодовой прирост численности лиц в возрасте 65 лет и старше за тот же период будет составлять в целом по округу по 2-му варианту прогноза 2 процента, по 1-му - 2,2 процента. В то же время численность лиц трудоспособного возраста в округе будет в этот период снижаться по 2-му варианту прогноза в среднем на 1 процент в год, по 1-му варианту - в среднем на 1,2 процента за год. Адаптация к указанным процессам потребует, с одной стороны, ускоренного развития объектов социальной инфраструктуры, ориентированных на потребности детей и пожилых людей, с другой стороны, роста производительности труда и гибкой миграционной политики.
Различия в демографическом развитии субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Западного федерального округа, обусловлены в первую очередь миграционными процессами. Миграционный отток населения из северных и восточных регионов страны в западные регионы, а также миграционная привлекательность г.Санкт-Петербурга и прилегающих к нему районов Ленинградской области обусловят различия в темпах роста населения в округе. По 2-му варианту прогноза к 2020 году численность населения г.Санкт-Петербурга увеличится по сравнению с 2010 годом на 0,3 процента, Калининградской области - на 2,9 процента и Ленинградской области - на 3,9 процента. По 1-му варианту прогноза произойдет увеличение численности указанных субъектов Российской Федерации соответственно на 1,5, 4,6 и 5,9 процента. В остальных субъектах Российской Федерации, входящих в состав Северо-Западного федерального округа (кроме Ненецкого автономного округа), ожидается снижение численности населения. При этом особенно сильное сокращение лиц трудоспособного возраста может произойти в Псковской (на 7,2 процента), Новгородской (на 5,5 процента) и Мурманской (на 7,9 процента) областях.
Учитывая необходимость дальнейшей активизации демографической политики за основу разработки стратегии демографического развития принимается 1-й вариант прогноза.
Стратегические документы в области демографического развития субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Западного федерального округа, разрабатываются на основе Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 года N 1351, а также концепций демографической и семейной политики указанных субъектов.
Целями демографического развития являются:
стабилизация и последующий рост численности населения Северо-Западного федерального округа до 13,5 млн. человек к 2020 году;
увеличение к 2020 году ожидаемой продолжительности жизни населения округа до 72,5 года (мужчин - до 67 лет, женщин - до 78 лет) и создание предпосылок для ее дальнейшего роста;
увеличение к 2020 году суммарного коэффициента рождаемости до 1,7 и создание предпосылок для дальнейшего роста рождаемости;
оптимизация миграционных процессов.
В основе стратегических документов в области демографического развития лежит государственно-общественный принцип, в соответствии с которым государство стремится к широкому использованию потенциала органов местного самоуправления, общественных объединений, привлечению духовно-нравственного авторитета религиозных конфессий для решения задач по улучшению демографической ситуации, использует институты социального партнерства, поощряет и пропагандирует опыт тех работодателей и профсоюзных организаций, которые проводят на своих предприятиях социальную политику, благоприятную для работников, имеющих детей, а также создает благоприятные условия для благотворительной деятельности в сфере защиты семьи, материнства и детства.
Стратегические документы в области демографического развития учитывают необходимость дифференциации мероприятий в сфере демографической политики с тем, чтобы наряду с решением проблем, касающихся всех жителей Северо-Западного федерального округа, обеспечить удовлетворение потребностей и нужд отдельных социально-демографических групп населения, учесть экономико-географические, природно-климатические, этнические и другие особенности субъектов Российской Федерации, входящих в состав округа.
Основными задачами демографического развития являются:
снижение преждевременной смертности, сохранение и укрепление здоровья населения, увеличение продолжительности активной жизни, создание условий и формирование мотивации для ведения здорового образа жизни, укрепление репродуктивного здоровья населения, здоровья детей и подростков;
создание социально-экономических и духовно-нравственных условий, при которых родители смогли бы успешно воспитать двоих и более детей;
создание условий, позволяющих оптимизировать миграционные процессы с учетом региональных экономических и природно-климатических особенностей, а также потребностей в работниках, обладающих требуемыми профессиями и квалификациями.
Решение задачи снижения преждевременной смертности включает в себя осуществление следующих мероприятий:
формирование системы жизненных ценностей, установок и моделей повседневного поведения и условий, способствующих здоровому образу жизни;
разработка мер по снижению количества потребляемого алкоголя, регулирование производства, продажи и потребления алкогольной продукции, осуществлению в образовательных учреждениях профилактических программ, направленных на недопущение потребления алкоголя и табачных изделий детьми и подростками;
улучшение материально-технического обеспечения учреждений здравоохранения, оказывающих помощь, включая экстренную, больным людям, страдающим сердечно-сосудистыми заболеваниями, повышение доступности специализированной (в том числе высокотехнологичной) медицинской помощи указанным больным, а также развитие системы их восстановительного лечения и реабилитации;
снижение смертности и травматизма в дорожно-транспортных происшествиях за счет повышения качества дорожной инфраструктуры, дисциплины на дорогах, организации дорожного движения, а также повышения оперативности и качества оказания медицинской помощи лицам, пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях;
снижение смертности и травматизма от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за счет перехода в сфере охраны труда к системе управления профессиональными рисками, а также за счет экономической мотивации работодателя;