Действующий

Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа на период до 2020 года (с изменениями на 26 декабря 2014 года)

2. Прогнозная оценка развития Северо-Западного федерального округа

Анализ и оценка условий и факторов, составляющих потенциал стратегического развития Северо-Западного федерального округа, показывает, что до 2020 года большинство таких условий и факторов сохранит характер и степень своего влияния, но часть из них будет оказывать сдерживающее воздействие и представлять собой ограничения развития. К настоящему времени обозначились тенденции, определяющие перспективы развития округа.

К 2020 году при проведении активной демографической политики может быть достигнут положительный баланс естественного движения населения. Вместе с тем к концу 2020 года обозначится сокращение доли лиц трудоспособного возраста. Продолжится восполнение нехватки кадров массовых рабочих профессий за счет мигрантов, однако масштабы привлечения к концу 2020 года снизятся.

Экономико-географическое и геополитическое положение не претерпит изменений и будет оказывать определяющее влияние на темпы развития и структуру экономики Северо-Западного федерального округа. Геополитической проблемой будет освоение континентального шельфа Российской Федерации и экономическое использование арктической зоны.

Основные компоненты природно-ресурсного потенциала сохранят свое значение для социально-экономического развития. Увеличится роль нефтегазовых ресурсов, а также ресурсов химического сырья и металлорудных месторождений. Потребуются мероприятия по восстановлению качества земельных ресурсов и их более эффективному использованию для сельского хозяйства.

В целях строительства территориальные ресурсы в субъектах Российской Федерации, входящих в состав Северо-Западного федерального округа (исключая г.Санкт-Петербург), будут вполне достаточны для реализации крупных инвестиционных проектов и развития инфраструктуры. Проблемой, которая потребует решения, является снижение стоимости освоения земельных участков и минимизация административных барьеров. Также необходимо полностью завершить проектно-планировочное обустройство территорий на уровне субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, разработав соответствующие документы территориального планирования.

Производственный потенциал представляет собой условия, ограничивающие перспективы развития экономики, ее модернизации и инновационной перестройки. Основная часть фондов изношена и морально устарела. Необходимы мероприятия по развитию и обновлению производственного потенциала на новой научно-технической основе.

Показатели уровня насыщенности территории Северо-Западного федерального округа объектами производственной инфраструктуры превосходят среднероссийские показатели. Однако в целом состояние инфраструктуры округа характеризуется как недостаточно благоприятное. Во многих муниципальных образованиях и субъектах Российской Федерации, входящих в состав округа, это один из главных факторов, сдерживающих развитие. В относительно лучшем положении находятся объекты инфраструктуры федерального значения и магистральные коммуникации. В перспективе следует уделить повышенное внимание улучшению таких элементов производственной инфраструктуры, как автомобильные дороги (особенно внутриобластные), мосты, системы теплоснабжения, энергосети и подстанции.

По уровню социальной обустроенности населенных пунктов Северо-Западный федеральный округ в целом является привлекательным для населения, в том числе приезжего. Однако в северной части округа в силу климатических и экономических причин соответствующие показатели существенно уступают среднероссийским. Проблемой является чрезмерная концентрация социальных объектов (особенно образовательных и медицинских) в наиболее крупных населенных пунктах, что ограничивает возможности их использования значительной частью населения и обусловливает длительные поездки для получения социальных услуг.

Научно-технический потенциал, несмотря на его существенное сокращение в последние два 10-летия, остается важным стратегическим фактором социально-экономического развития, который в перспективе должен стать определяющим.

По ряду видов продукции, производимой на территории Северо-Западного федерального округа (лесная промышленность, химия, металлургия), ожидается сохранение внешних рынков сбыта и возможный их рост при умеренной конкуренции. По продукции нефтегазовой группы, как идущей транзитом на экспорт, так и производимой на территории округа, можно прогнозировать стабилизацию и возможное уменьшение спроса на традиционном европейском рынке и его рост в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Важной стратегической задачей являются меры воздействия на внешние рынки в целях обеспечения прогнозируемых уровней спроса и ценовой ситуации, а также создание маршрутов поставки продукции на новые рынки, в том числе за счет развития Северного морского пути.

Спрос на продукцию, производимую на территории Северо-Западного федерального округа на российских рынках в перспективе будет расти прежде всего по такой продукции, как нефть, газ, лесопродукция, удобрения и машиностроение. Важным фактором перспективного развития будет стимулирование внутреннего спроса в рамках округа и развитие региональных и локальных рынков.

Культурно-исторический потенциал является одним из серьезных преимуществ большинства субъектов Российской Федерации, входящих в Северо-Западный федеральный округ. Культурно-исторический потенциал способствует повышению привлекательности округа для населения и инвесторов. Сохранение и укрепление культурно-исторического потенциала связано с необходимостью решения проблем защиты исторических центров, памятников архитектуры от нерегулируемого нового строительства, а также с распространением культурного влияния г.Санкт-Петербурга и других центров на те территории округа, где уровень культурно-исторического потенциала еще низок, а имеющиеся возможности не используются.

Преимуществом Северо-Западного федерального округа является значительная концентрация квалифицированных организационно-управленческих кадров как в системе государственного и муниципального управления, так и в менеджменте организаций. Это представляет собой потенциал по реализации задач в сфере экономики и социального развития, сопровождения стратегических проектов и программ, эффективного государственного регулирования. Важной задачей является подготовка менеджмента по новым направлениям развития округа, сити-менеджеров, менеджеров для зон опережающего развития, а также руководителей для реализации стратегических проектов.

Значение для перспективного развития имеют определенная компактность территории Северо-Западного федерального округа, общность инфраструктуры, конфигурация коммуникаций, взаимодополняющий характер экономических структур и природных условий субъектов Российской Федерации, входящих в состав округа, а также исторически сложившиеся взаимосвязи. Указанные факторы определяют значительные возможности развития сотрудничества субъектов Российской Федерации, входящих в состав округа, в решении экономических и социальных вопросов, развитии специализации регионов и межтерриториальной кооперации, а также в реализации совместных программ и проектов. Развитию социально-экономического комплекса округа способствуют координирующая деятельность полномочного представителя Президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе, Ассоциации экономического взаимодействия субъектов Северо-Запада Российской Федерации, а также значение г.Санкт-Петербурга как крупного организационно-хозяйственного центра округа. Сотрудничество субъектов Российской Федерации, входящих в состав округа, развитие общих элементов инфраструктуры и функциональное разделение экономик создают возможность получения дополнительного синергетического эффекта и экономии ресурсов.