ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ N 8
инструкции Государственной налоговой службы
Российской Федерации от 6 марта 1992 г. N 4 "О порядке
исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий
и организаций"
____________________________________________________________________
Утратили силу на основании Инструкции
Госналогслужбы России от 10 августа 1995 года N 37____________________________________________________________________
В соответствии с Указами Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 г. N 2270 "О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней" и от 24 декабря 1993 г. N 2292 "О внесении изменений и дополнений в Указ Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 г. N 2270 "О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней" в инструкцию Государственной налоговой службы Российской Федерации от 6 марта 1992 г. N 4 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций" вносятся следующие изменения и дополнения, в которых учтены ранее данные разъяснения Госналогслужбы России по отдельным вопросам налогообложения прибыли.
1. Пункт 1 дополняется подпунктами "в", "г" и "д":
"в) коммерческие банки различных видов, включая банки с участием иностранного капитала, получившие лицензию Центрального банка Российской Федерации;
Банк внешней торговли Российской Федерации;
кредитные учреждения, получившие лицензию Центрального банка Российской Федерации на осуществление отдельных банковских операций;
Центральный банк Российской Федерации и его учреждения в части прибыли, полученной от деятельности, не связанной с регулированием денежного обращения;
г) филиалы банков и кредитных учреждений, имеющие отдельный баланс и корреспондентский субсчет (или расчетный счет), включая филиалы иностранных банков-нерезидентов, получившие лицензию Центрального банка Российской Федерации на проведение на ее территории банковских операций;
д) предприятия, организации и учреждения, являющиеся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации и получившие в Федеральной службе России по надзору за страховой деятельностью лицензию на осуществление страховой деятельности (страховщики), а также филиалы этих предприятий, имеющие отдельный баланс и расчетный счет.
2. Пункт 2 излагается в следующей редакции:
"2. Не являются плательщиками налога на прибыль:
а) предприятия любых организационно-правовых форм - по прибыли от реализации произведенной ими сельскохозяйственной и охотохозяйственной продукции, а также произведенной и переработанной на данном предприятии собственной сельскохозяйственной продукции, кроме сельскохозяйственных предприятий индустриального типа, определяемых по перечню, утверждаемому органами государственной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области и автономных округов.
При определении сельскохозяйственной и охотохозяйственной продукции следует руководствоваться Общесоюзным классификатором "Промышленная и сельскохозяйственная продукция", утвержденным Госкомитетом СССР по стандартам в 1985 году, впредь до его изменения.
Перечень охотохозяйственной продукции доведен указаниями Госналогслужбы России от 17 мая 1993 г. N ВГ-4-02/74н "О перечнях продукции охотничьего хозяйства".
Прибыль, полученная предприятиями, перечисленными в указанном подпункте, от иных видов деятельности, подлежит обложению налогом на прибыль в соответствии с настоящей Инструкцией;
б) Центральный банк Российской Федерации и его учреждения по прибыли, полученной от деятельности, связанной с регулированием денежного обращения."
3. Пункт 9 после абзаца второго дополняется абзацами следующего содержания:
"По предприятиям, получившим безвозмездно от других предприятий основные средства, товары и иное имущество, налогооблагаемая прибыль увеличивается на стоимость этих средств и имущества, но не ниже их балансовой (остаточной - по основным средствам) стоимости, числящейся у передающих предприятий. При этом их стоимость по данным бухгалтерского учета передающей стороны указывается в документах о передаче.
При этом средства (основные средства, нематериальные активы, другое имущество и денежные средства, включая выделяемые из бюджета), безвозмездно полученные предприятиями, организациями и учреждениями, их филиалами и аналогичными подразделениями на капитальные вложения по развитию их собственной производственной и непроизводственной базы от органов государственной власти и управления, в том числе субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также союзов, ассоциаций, концернов, межотраслевых, региональных и других объединений, в состав которых входят предприятия, при налогообложении не учитываются.
Стоимость основных средств и другого имущества, безвозмездно переданных их собственниками (независимо от форм собственности) органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления, а также предприятиям и организациям на цели, связанные с обслуживанием жилищного фонда и других объектов социальной сферы, водопроводных и канализационных сетей и насосных станций, кабельных и воздушных линий электропередач, трансформаторных подстанций, внутриквартальных тепловых сетей и котельных, объектов озеленения и благоустройства и специализированного оборудования по их эксплуатации, газовых сетей, установок сжиженного газа, газового оборудования, специализированной техники и других объектов газового хозяйства, не включается в налогооблагаемую базу при исчислении налога на прибыль у предприятий и организаций, принявших эти объекты.
Не включается в налогооблагаемую базу стоимость оборудования, безвозмездно полученного атомными электростанциями, предназначенного для повышения их безопасности.
Не учитывается при налогообложении прибыли стоимость объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий, передаваемых в ведение администрации в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 10 января 1993 г. N 8 "Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий".
4. В пункте 11:
а) абзацы первый, второй и третий излагаются в следующей редакции:
"11. Все предприятия, независимо от результатов их деятельности или наличия льгот по налогооблагаемой прибыли (в том числе освобождения от налога на прибыль), уплачивают налог с суммы превышения фактических расходов на оплату труда по сравнению с их нормируемой величиной - в республиканский бюджет по ставке 13 процентов и бюджеты регионов - по ставкам, установленным для зачисления налога на прибыль в соответствующие бюджеты.
С 1 января 1994 г. предприятия основной деятельности железнодорожного транспорта, предприятия по газификации и эксплуатации газового хозяйства, имеющие отдельный баланс и расчетный счет, уплачивают этот налог по месту своего нахождения в общеустановленном порядке, предприятия основной деятельности связи, республиканские, краевые, областные и окружные управления федеральной почтовой связи и учреждения почтовой связи городов Москвы и Санкт-Петербурга, входящие в состав Федерального управления почтовой связи при Минсвязи России, - централизованно на местах по их сводному балансу.
С 1 января 1994 г. освобождены от уплаты налога с суммы превышения фактических расходов на оплату труда по сравнению с их нормируемой величиной только крестьянские (фермерские) хозяйства, колхозы, совхозы и другие сельскохозяйственные предприятия при условии, если выручка от реализации ими сельскохозяйственной продукции собственного производства превышает 70 процентов общей суммы их выручки от реализации продукции (работ, услуг).";
б) абзац седьмой дополняется предложением следующего содержания: " Порядок определения в 1994 году нормируемой величины расходов на оплату труда работников предприятий и организаций утвержден Правительством Российской Федерации";
в) абзац восьмой излагается в следующей редакции:
"В 1994 году нормируемая величина расходов на оплату труда предприятий и организаций определяется исходя из фактической среднемесячной оплаты труда работников, включаемой в себестоимость продукции работ, услуг (но не выше шестикратного размера минимальной месячной оплаты труда, установленной в Российской Федерации), и фактической среднесписочной численности работников за соответствующий отчетный период 1994 года. При этом в среднесписочную численность включаются работники, состоящие в штате, в том числе работающие по совместительству, а также лица, не состоящие в штате (выполняющие работы по договору подряда и другим договорам гражданско-правового характера).";
г) пункт после абзаца одиннадцатого дополняется абзацами следующего содержания:
"В среднесписочную численность работников предприятия для целей налогообложения следует включать студентов и учащихся, проходящих производственную практику, оплата труда которых включается в фонд оплаты труда.
Работники, заключившие трудовой договор с предприятием о выполнении работы на дому личным трудом (надомники), учитываются в среднесписочной численности работников предприятия, как целые единицы.";
д) пункт после абзаца тринадцатого дополняется абзацем следующего содержания:
"При этом к работникам, работающим по совместительству, относятся как работники данного предприятия, работающие по совместительству в свободное от основной работы время, так и работники других предприятий, работающие по совместительству на данном предприятии.";
е) абзац четырнадцатый излагается в следующей редакции:
"Размер нормируемой величины расходов на оплату труда увеличивается на предусмотренные законодательством Российской Федерации выплаты (в пределах установленных норм), обусловленные: районным регулированием заработной платы, оплатой стоимости коллективного питания, бесплатно предоставляемого членам экипажей морских и речных судов, диспетчерам и членам экипажей авиаотрядов, плавсоставу рыбопромыслового флота, оплатой стоимости выдаваемых бесплатно форменной одежды и обмундирования (только для предприятий и ведомств, в которых форменная одежда и обмундирование введены в соответствии с законодательством), расходами на содержание военнослужащих и лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, предусмотренными Законами Российской Федерации "О статусе военнослужащих" и "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" в части, относимой на себестоимость продукции, работ, услуг в составе фонда оплаты труда, оплатой проезда к месту отдыха и обратно работников предприятий и организаций, расположенных в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и в отдаленных районах Дальнего Востока, доплатами за подвижной и разъездной характер работы, выплатами за выполнение работ вахтовым методом и полевых работ, а также выплатами из федерального бюджета на формирование фонда оплаты труда конверсируемых предприятий и организаций, выплатами матерям (или другим родственникам, фактически осуществляющим уход за ребенком), состоящим в трудовых отношениях на условиях найма с предприятиями и организациями независимо от форм собственности и находящимся в соответствии с законодательством Российской Федерации в отпуске по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста.";
ж) абзац пятнадцатый излагается в следующей редакции:
"При определении нормируемой величины расходов на оплату труда выплаты, связанные с районным регулированием заработной платы, включая выплаты по районным коэффициентам и коэффициентам за работу в пустынных, безводных и высокогорных местностях, производимые в соответствии с действующим законодательством, надбавки к заработной плате, предусмотренные законодательством за непрерывный стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в районах Европейского Севера и других районах с тяжелыми природно-климатическими условиями принимаются в начисленных суммах от всей суммы, начисленной на оплату труда работникам, включаемую в себестоимость продукции, работ, услуг (включая оплату предоставляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации основных и дополнительных отпусков и доплаты в случае временной утраты трудоспособности). Нормируемая величина расходов на оплату труда (не выше шестикратного размера минимальной месячной оплаты труда в Российской Федерации, установленного законодательством) увеличивается на сумму указанных выше выплат для предприятий любых организационно-правовых форм, на которых производятся выплаты, связанные с районным регулированием заработной платы.";
з) в абзаце семнадцатом слова "занятых в основной деятельности" исключаются;
и) абзац восемнадцатый излагается в следующей редакции:
"Порядок определения нормируемой величины расходов на оплату труда работников, предусмотренный настоящим пунктом, распространяется с 1 января 1994 г. на все предприятия и организации независимо от результатов их деятельности или наличия льгот по налогооблагаемой прибыли (в том числе освобождения от налога на прибыль), включая предприятия, полностью принадлежащие иностранным инвесторам.";
к) в абзаце девятнадцатом слова "занятых в основной деятельности" и слова "1993 года" исключаются, слова "за два месяца после их сокращения" заменяются словами "уволенным в связи с сокращением на период их трудоустройства в размере, установленном законодательством";
л) в абзаце двадцатом слова "в 1993 году" заменяются словами "в 1994 году";
м) абзацы четвертый, пятый, шестой и двадцать первый исключаются;
5. В пункте 12:
а) абзац седьмой дополняется словами "до 1 января 1994 года";
б) абзацы одиннадцатый и двенадцатый дополняется словами: "если ставка налога по этому виду деятельности, зачисляемого в бюджеты субъектов Российской Федерации, отличается от ставки налога на прибыль по другим видам деятельности.";
в) абзацы тринадцатый и четырнадцатый после слов "охотохозяйственной продукции" дополняются словами "а также произведенной и переработанной на данном предприятии собственной сельскохозяйственной продукции".
6. В пункте 16:
а) абзац четвертый дополняется абзацем следующего содержания:
"Не подлежат налогообложению как объединяемые для осуществления совместной деятельности средства, направляемые потребительскими обществами, союзами, а также предприятиями и организациями, создаваемыми ими в соответствии со статьей 7 Закона Российской Федерации от 19 июня 1992 г. N 3085-1 "О потребительской кооперации в Российской Федерации", в централизованные фонды, образуемые для совместного решения задач развития потребительской кооперации, в соответствии с их уставами и договорами о хозяйственно-правовых взаимоотношениях, из прибыли, остающейся в их распоряжении после обязательных платежей, а также средства, выделяемые потребительским обществам, союзам, их предприятиям и организациям из указанных фондов для осуществления целевых мероприятий.";
б) пункт дополняется абзацем следующего содержания:
"Налогоплательщики - участники совместной деятельности могут направлять на совместную деятельность средства только после окончательных расчетов с бюджетом по налогам, т.е. после распределения прибыли от этой деятельности и налогообложения ее у каждого из участников в установленном порядке."
7. Пункт 18 излагается в следующей редакции:
"Прибыль предприятия, исчисленная в соответствии с положениями, изложенными во II разделе настоящей Инструкции, облагается налогом в части, зачисляемой в республиканский бюджет Российской Федерации, по ставке в размере 13 процентов.
Органам государственной власти субъектов Российской Федерации предоставлено право самостоятельно устанавливать ставку налога на прибыль, зачисляемого в бюджеты субъектов Российской Федерации, в размере не более 25 процентов для предприятий и организаций, для банков (кредитных учреждений) и страховщиков - не более 30 процентов.
До принятия органами государственной власти субъектов Российской Федерации соответствующих решений применяется ставка налога на прибыль, зачисляемого в бюджеты субъектов Российской Федерации, для всех налогоплательщиков в размере 22 процентов.
Налог на прибыль по ставке, уменьшенной в полтора раза, уплачивают:
банки, предоставляющие не менее 50 процентов общей суммы кредитов крестьянским (фермерским) хозяйствам, колхозам, совхозам и другим сельскохозяйственным предприятиям, перерабатывающим сельскохозяйственную продукцию, а также малым предприятиям (за исключением осуществляющих снабженческо-сбытовую, торговую или закупочную деятельность);
страховщики, которыми не менее 50 процентов страховых взносов за отчетный период получено от страхования имущественных интересов крестьянских (фермерских) хозяйств, колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных предприятий и малых предприятий.
В этих условиях для банков и страховщиков ставки налога на прибыль составят в республиканский бюджет Российской Федерации 8,66 процента (13 х 100% : 150%) и в бюджеты субъектов Российской Федерации - 14,66 процента (22 х 100% : 150%) до принятия решения об установлении ставки не более 30 процентов.".
8. В пункте 19:
а) в подпункте "а":
абзац первый дополняется словами "а также на погашение кредитов банков, полученных и использованных на эти цели. Если указанные кредиты получены до 1 января 1994 г. и сроки их погашения предусмотрены в 1994 году и последующие годы, то на них также распространяется эта льгота.";
абзац второй после слов "непроизводственной базы" дополняется словами "а также финансирование капитальных вложений в порядке долевого участия, включая погашение кредитов банков, полученных и использованных на эти цели", далее по тексту;
подпункт после абзаца второго дополняется абзацами следующего содержания:
"При определении суммы прибыли, фактически направленной в порядке долевого участия на финансирование капитальных вложений, застройщиком фактически произведенные в отчетном периоде затраты за счет этой прибыли распределяются между участниками строительства пропорционально доле полученной от них прибыли на эти цели и дается подтверждение предприятиям.
При предоставлении льготы по прибыли, используемой на капитальные вложения, принимаются фактически произведенные в отчетном периоде затраты независимо от срока окончания строительства и ввода в эксплуатацию основных средств, учтенные по счету "Капитальные вложения". Из указанных затрат исключаются суммы износа, начисленного по основным средствам, принадлежащим предприятию, с начала года на отчетную дату по счету "Износ основных средств". По машинам, оборудованию и другим основным средствам, не требующим монтажа, произведенные затраты учитываются при определении льготы, если они отражаются по дебету счета "Основные средства" и кредиту счета "Капитальные вложения".