Недействующий

Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации

Пояснительная записка к проекту федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"



Проект федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан  в Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан в целях совершенствования законодательства в сфере охраны здоровья граждан  и оказания медицинской помощи и является базовым нормативным актом для всей сферы здравоохранения Российской Федерации, устанавливая правовые основы ее регулирования.

Законопроект направлен, в первую очередь, на конкретизацию конституционных прав граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь  и закрепление гарантий и механизмов их реализации в современных условиях  в рамках сложившейся структуры системы здравоохранения.

С момента принятия Основ законодательства Российской Федерации  об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года N 5487-1 (далее - Основы) произошли значительные изменения условий функционирования экономики государства, системы исполнительной власти, организационных основ оказания медицинской помощи, определены концептуальные направления реформирования, модернизации отрасли здравоохранения и смежных отраслей, выработаны подходы к их регулированию, осуществлено разграничение полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и местного самоуправления, разработаны и реализуются долгосрочные целевые программы и приоритетный национальный проект в сфере охраны здоровья.

В связи с произошедшими изменения было принято большое количество законодательных актов, в том числе в смежных отраслях, затрагивающих вопросы прав граждан в сфере охраны здоровья граждан и оказания медицинской помощи.

При этом в действующем законодательстве, регулирующем сферу здравоохранения, возник ряд правовых пробелов, а в некоторых случаях  и явные нормативные противоречия и коллизии, требующие выработку новых подходов и принципов к их регулированию и решению именно  на законодательном уровне.

В связи с этим основополагающий нормативный акт отрасли охраны здоровья граждан, являющийся предпосылкой для дальнейшего совершенствования регулирования в этой сфере, нуждается в комплексной актуализации, должный уровень которой не может быть достигнут корректировкой отдельных положений Основ.

Таким образом, в настоящее время назрела необходимость в разработке нового единого законодательного акта, который бы наряду с положениями, содержащимися в ранее принятых нормативных правовых актах  и сохраняющимися свою актуальность в настоящее время, включал в себя новеллы правового регулирования, позволяющие в совокупности с прежними нормами создать современную и эффективную систему российского здравоохранения.

Одной из таких новелл является введение законопроектом дефинитивного аппарата, характеризующего наиболее общие и значимые для всей сферы понятия и определения, которые требуют однозначного толкования в целях формирования единой правоприменительной практики с учетом специфичности области регулирования.

Впервые на законодательном уровне предлагается закрепление дефиниций, напрямую связанных с оказанием медицинской помощи  и определяющих отдельные ее компоненты - "медицинская помощь", "медицинская услуга", "медицинское вмешательство", "профилактика", "диагностика", "лечение", "пациент", "заболевание" и др.

В отличие от действующей редакции Основ, только декларирующей основные принципы охраны здоровья граждан, принципы, закрепляемые  в законопроекте, представляют собой сформулированные в его нормах основополагающие идеи, определяющие процессы формирования и реализации его на любом этапе. Данные принципы выступают фундаментом регулирования отношений в сфере охраны здоровья граждан, их учет обязателен при уяснении и толковании норм, содержащихся в законопроекте.

Принципы, содержащиеся в законопроекте, по сравнению  с действующей редакцией Основ раскрываются, детализируются, а также сформулированы новые.

Руководствуясь конституционной нормой о высшей ценности человека, его прав и свобод, и обязанности государства по признанию, соблюдению  и защите прав и свобод человека и гражданина, на первое место среди принципов охраны здоровья граждан, перечисленных в статье 4 законопроекта, поставлен принцип соблюдения прав человека и гражданина в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий, в развитие которого сформулированы и детализированы новые принципы охраны здоровья граждан.

Также определены четкие критерии принципа доступности медицинской помощи, недопустимости отказа в оказании медицинской помощи, присвоен статус принципа информированному добровольному согласию на медицинское вмешательство и праву на отказ от него, что подчеркивает его значимость, установлен безоговорочный запрет на клонирование человека.

Принцип приоритета профилактических мероприятий в сфере охраны здоровья граждан и при оказании медицинской помощи характеризует переход от системы здравоохранения, направленной преимущественно на лечение заболеваний, к системе охраны здоровья граждан, основанной на приоритете здорового образа жизни, повышении функциональных возможностей организма и профилактике заболеваний.

В целях решения задач по модернизации российского здравоохранения государство разрабатывает и финансирует многочисленные федеральные программы, приоритетными направлениями в которых являются охрана  и укрепление здоровья нации, принимает меры по развитию государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, а также меры, способствующие укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию, обеспечивает формирование единого правового пространства системы здравоохранения, законодательное оформление схемы распределения предметов ведения, полномочий и ответственности между уровнями власти  по вопросам охраны здоровья граждан, осуществляет управление по созданию единой системы здравоохранения.

Разграничение полномочий исполнительных органов в области здравоохранения определяется Конституцией Российской Федерации  и правовую основу разграничения полномочий в сфере здравоохранения составляют многие нормативные правовые акты.

Законопроект не стал исключением и предлагает уточнить полномочия федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, исходя из содержания статьи 72 Конституции Российской Федерации, согласно которой координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства отнесены к вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Круг полномочий федеральных органов исполнительной власти дополнен установлением требований к структуре и штатам медицинских организаций, организацией медицинской эвакуации, реализацией мероприятий, направленных на спасение жизни людей и защиту их здоровья при чрезвычайных ситуациях, осуществлением функций по обеспечению единства измерений сфере охраны здоровья граждан, установлением и проведением единой государственной политики в области статистического учета, отчетности, организации системы документооборота.

Помимо дополнения круга полномочий федеральных органов исполнительной власти новацией в этой сфере вопроса является исключительное закрепление за федеральными органами исполнительной власти (без передачи органам государственной власти субъектов Российской Федерации) полномочий по организации и осуществлению контроля  за соответствием качества и безопасности оказываемой медицинской помощи, медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, донорской крови и ее компонентов установленным порядкам, стандартам  и техническим регламентам.

Одним из направлений реформирования системы охраны здоровья граждан и оказания медицинской помощи, закрепляемых проектом федерального закона, является возложение обязанностей по организации оказания медицинской помощи гражданам в соответствии с территориальной программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи и по развитию сети медицинских организаций субъекта Российской Федерации (определяемой не по признаку подведомственности, а по принципу территориального расположения)  на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Вследствие этого ранее возложенные на органы местного самоуправления полномочия по организации оказания первичной медико-санитарной помощи и скорой медицинской помощи граждан проектом федерального закона закрепляются за органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Что касается органов местного самоуправления, то они наделяются полномочиями по обеспечению организации оказания медицинской помощи  в рамках муниципальной системы здравоохранения только в случае делегирования им соответствующих полномочий органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан,  в том числе и по организации оказания медицинской помощи.

Таким образом, законопроектом обеспечивается усиление ответственности органов государственной власти за обеспечение охраны здоровья граждан и оказание медицинской помощи и перенос на уровень субъекта Российской Федерации основного объема полномочий, связанных  с обеспечением прав граждан на бесплатную медицинскую помощь.

Одной из новаций законопроекта является консолидация прав  и обязанностей граждан в сфере охраны здоровья в одной главе.

Осуществление прав пациента предполагает наличие механизмов  их реализации и защиты. Под реализацией прав пациента понимается комплекс мер, направленных на претворение, воплощение права в фактической деятельности организаций, государственных органов, должностных лиц  и граждан.

В действующей редакции Основ продекларировано право пациента  на выбор врача, в том числе врача общей практики (семейного врача)  и лечащего врача, с учетом его согласия, а также выбор лечебно-профилактического учреждения в соответствии с договорами обязательного  и добровольного медицинского страхования.

Однако в Основах и принятых в целях их реализации подзаконных нормативных правовых актах, механизмы реализации прав пациента  не раскрываются, в связи с этим до настоящего времени не обеспечивается возможность выбора врача и медицинского учреждения.

Предлагаемая редакция законопроекта раскрывает механизм реализации права граждан на выбор врача и медицинской организации как в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в зависимости от вида и формы оказания медицинской помощи, так и в рамках оказания платной медицинской помощи, а также устанавливает порядок получения информации о медицинской организации, осуществляемой ею медицинской деятельности, ее медицинских работниках, включая сведения об их образовании и квалификации.