Действующий

Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Уральского федерального округа на период до 2020 года (с изменениями на 26 декабря 2014 года)

12. Внешнеэкономическая деятельность


В Концепции внешней политики Российской Федерации главным приоритетом в сфере международных экономических отношений является содействие развитию национальной экономики в условиях глобализации и ужесточение торговой конкуренции посредством обеспечения равноправных позиций страны и российского бизнеса в системе мирохозяйственных связей. Эта деятельность является основной во внешнеэкономической политике России, а сама внешнеэкономическая политика в значительной степени влияет на социально-экономическое развитие регионов, в том числе Уральского федерального округа.

Целью внешнеэкономической политики субъектов Российской Федерации, входящих в состав Уральского федерального округа, является усиление роли и значимости внешней торговли на основе устойчивого роста внешнеторговых поставок конкурентоспособных товаров и создания условий для достижения стабильных в стратегической перспективе позиций в продвижении на мировые рынки продукции основных отраслей специализации, прежде всего энергоресурсов, металлов и металлопродукции высокого качества и широкого ассортимента, высокотехнологичных изделий и продукции машиностроительного, нефтехимического и лесного комплексов, а также продукции научно-инновационной сферы.

Приоритетными направлениями внешнеэкономической деятельности субъектов Российской Федерации, входящих в состав Уральского федерального округа, являются:

расширение внешнеэкономических связей с государствами -участниками Содружества Независимых Государств на основе установления долгосрочного сотрудничества между указанными субъектами Российской Федерации и государствами - участниками Содружества Независимых Государств, развитие транспортных коридоров, развитие въездного туризма, а также создание логистических комплексов;

развитие связей с Европейским союзом на основе установления долгосрочного сотрудничества между субъектами Российской Федерации, входящими в состав Уральского федерального округа, и Европейским союзом в области туризма, развития инфраструктуры туризма и санаторно-курортного отдыха, использования транзитного коридора, логистических комплексов Уральского федерального округа, привлечения инвестиций и новейших технологий в районы Урала, а также поддержки инвестиционных проектов российского бизнеса за рубежом;

укрепление сотрудничества с Китайской Народной Республикой на основе сотрудничества в научно-технической сфере, развития и оптимизации внешнеторговых связей, реализации проектов в области освоения минерально-сырьевых ресурсов, энергетики и транспорта, переработки промышленных отходов, а также развития инфраструктуры туризма и санаторно-курортного отдыха;

расширение сотрудничества с Японией путем внедрения японских экологически чистых технологий, в том числе по переработке шлаковых отвалов металлургического производства, организации совместных производств в приборостроении и научно-инновационной сфере;

укрепление сотрудничества со странами Азиатско-Тихоокеанского региона на основе проведения согласованной экономической политики, взаимодействия в реальном секторе экономики, в том числе в агропромышленном секторе и в развитии транспортной инфраструктуры;

укрепление сотрудничества с Индией в научно-технической сфере на основе поддержки инвестиционных проектов российского бизнеса в машиностроении, металлургии и информационных технологиях.

Для достижения главной цели внешнеэкономической политики Уральского федерального округа и реализации приоритетов его внешнеэкономической деятельности необходимо осуществить следующие мероприятия:

последовательное осуществление перевода экономики округа на инновационный и высококонкурентный в рыночных условиях путь развития;

наращивание мощности и эффективности производств экспортно-ориентированных отраслей;

развитие и укрепление внешних связей субъектов Российской Федерации, входящих в состав Уральского федерального округа в сфере коммерческого, инвестиционного и научно-технического сотрудничества с зарубежными странами и торговыми партнерами;

повышение инвестиционной привлекательности отраслей и предприятий округа;

проведение географической диверсификации внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, входящих в состав Уральского федерального округа, обеспечивающей закрепление их экспортных и инвестиционных позиций на традиционных рынках, а также освоение новых рынков в соответствии с приоритетами долгосрочного социально-экономического развития округа;

обеспечение прорыва на мировые рынки новых высокотехнологичных товаров и инновационных разработок, а также укрепление завоеванных позиций по авиационной, космической и военной технике;

оптимизация структуры импорта, ориентирующая его прежде всего на модернизацию предприятий Урала и приобретение высокотехнологичной продукции, сырья и материалов, а также инновационных программ и технологий экономического развития.

Главной задачей развития приграничного сотрудничества субъектов Российской Федерации, входящих в состав Уральского федерального округа (Челябинская, Курганская и Тюменская области), является их социально-экономическое развитие и повышение благосостояния жителей приграничных регионов. Решение этой задачи предполагается обеспечивать за счет:

развития экономического сотрудничества с Республикой Казахстан (государство Таможенного союза);

создания новых рабочих мест в приграничных территориях путем реализации совместных с Республикой Казахстан проектов, в том числе в промышленности, агропромышленном комплексе и туризме;

развития малого бизнеса.

В условиях снижающегося российского экспорта топливно-энергетических товаров устойчивость роста экономики субъектов Российской Федерации, входящих в состав Уральского федерального округа, зависит от того, насколько быстро изменится структура экспорта в пользу товаров более высокой степени переработки.

На фоне постепенного замедления роста экспорта топливно-энергетических товаров с 2-3 процентов в 2009-2010 годах до 0,6 процента в 2016-2020 годах динамика экспорта начнет все в большей степени опираться на расширяющийся экспорт неэнергетической продукции. В структуре экспорта товаров предполагается увеличение доли машин и оборудования, химической продукции (Свердловская область) и продукции машиностроения, а также продуктов питания (Челябинская область) при снижении доли энергоносителей.

Достижение поставленной цели предполагает перевод экономики субъектов Российской Федерации, входящих в состав Уральского федерального округа, на поставку высокотехнологичных товаров, интеллектуальных услуг и товаров с высокой степенью переработки на мировые рынки, а также участие указанных субъектов Российской Федерации в решении глобальных проблем с использованием инновационного и технологического потенциала России и зарубежных стран.

Среди экспортных поставок в страны дальнего зарубежья доминирующие позиции занимают продукты нефтегазопереработки.

В период после 2010 года произойдет некоторая диверсификация экспортных поставок, однако в общей структуре экспорта удельный вес нефтепродуктов и продукции нефтехимии, полученной в результате глубокой переработки сырья, будет по-прежнему значительным (не менее трех четвертых общего объема экспорта).

С учетом специфики хозяйства субъектов Российской Федерации, входящих в состав Уральского федерального округа, большую часть поставок машиностроительной продукции (до 70-75 процентов) планируется осуществлять предприятиями Свердловской и Челябинской областей. Это будет способствовать росту объемов экспорта в 2020 году по сравнению с 2010 годом в Свердловской области в 1,4-1,7 раза и в Челябинской области - в 1,8-2 раза.

Увеличение производства машин и оборудования (в среднем за год на 8-10 процентов) будет обусловлено ростом заказов на продукцию местных производителей со стороны нефтегазовых компаний вследствие инвестиционной активности при освоении месторождений, увеличением загрузки производственных мощностей и развитием производств крупных нефтесервисных компаний на территории Уральского федерального округа. Кроме того, значительно возрастет доля высокотехнологичной продукции машиностроения, в первую очередь авиационной, космической и военной техники. При этом сформируется достаточно обширная номенклатура экспорта товаров машиностроения в страны ближнего и дальнего зарубежья.