Действующий

Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Уральского федерального округа на период до 2020 года (с изменениями на 26 декабря 2014 года)

3. Минерально-сырьевой комплекс


Уральский федеральный округ обладает мощным минерально-сырьевым комплексом, являющимся основой для развития экономики округа и государства в целом. Недра Уральского федерального округа содержат 55-60 процентов минерально-сырьевых ресурсов России.

В Уральском федеральном округе сосредоточена вся или почти вся общероссийская добыча ванадия (Свердловская область), магнезита (Челябинская область), молотого талька (Челябинская область), обогащенного каолина (Челябинская область), свыше 42 процентов графита (Челябинская область), свыше 46 процентов хризотилового асбеста (Свердловская область), хромовых руд (Ямало-Ненецкий автономный округ, Свердловская область), около 60 процентов бокситов (Свердловская область), третья часть добычи кварцитов (Свердловская и Челябинская области), около 60 процентов кадмия, цинка (Челябинская, Свердловская области), около 13 процентов железных руд (Свердловская область, Челябинская область), около 20 процентов бентонитов (Курганская область), колчеданной серы (Челябинская и Свердловская области), около 5 процентов меди, формовочных материалов (Челябинская и Свердловская области), цеолитов (Ханты-Мансийский автономный округ - Югра), 3,1 процента золота (Челябинская и Свердловская области), 6 процентов никеля (Свердловская и Челябинская области), добываемых в стране.

При этом зависимость Урала от импорта минерального сырья из других регионов России или из-за рубежа составляет в части железных руд 65 процентов, бокситов - 30 процентов, угля - 90 процентов, марганцевых руд - 100 процентов, хромовых руд - 60 процентов, медного концентрата - 60 процентов.

Особенностью минерально-сырьевого комплекса Уральского федерального округа на современном этапе является значительная капиталоемкость поддержания и реконструкции инфраструктуры действующих добывающих центров.

Уральский федеральный округ, являясь одним из крупнейших в стране регионов по производству и экспорту минерального сырья, по внутреннему потреблению многих их них отстает от регионов, вступивших в стадию постиндустриального развития.

Объемы минерально-сырьевого производства в округе в настоящее время близки к имеющимся предельным технологическим мощностям добывающих предприятий и могут быть реализованы без существенных капиталовложений по крайней мере в течение 5-10 лет.

Будущее минерально-сырьевого обеспечения экономики Уральского федерального округа зависит от преодоления следующих негативных факторов:

отсутствует отвечающая современным требованиям геологическая карта по перспективным районам округа (прежде всего на территории Ямало-Ненецкого автономного округа и Ханты-Мансийского автономного округа - Югры), сдерживающая проведение качественных опережающих прогнозно-поисковых, поисковых и оценочных работ;

отсутствует либо слабо освоена минерально-сырьевая база некоторых отраслей промышленности, потребности которых покрываются за счет импорта сырья и изделий (руды железа, марганца, титана, олова, тантала, ниобия, циркония и других);

некоторые полезные ископаемые при значительных запасах добываются в ограниченных масштабах, а внутреннее потребление обеспечивается за счет импорта;

добыча большинства полезных ископаемых в течение ряда лет не компенсируется приростом запасов ни на эксплуатируемых, ни на новых объектах;

по интенсивно добываемым полезным ископаемым существенно сократился "поисковый задел", произошла убыль активных прогнозных ресурсов, практически отсутствует резерв объектов, на которых возможно получение существенных приростов запасов в ближайшие годы;

фонд недропользования в своей ликвидной и инвестиционно привлекательной части практически полностью передан добывающим компаниям;

добыча ряда полезных ископаемых в значительной мере монополизирована, что ограничивает конкуренцию в недропользовании;

ведущие горнодобывающие компании, обладающие высокой обеспеченностью текущей добычи запасами, переданными в лицензионное пользование, воздерживаются от финансирования ранних стадий геолого-разведочных работ (прогноз, поиски) в связи с высоким уровнем геологических и экономических рисков; действующая система лицензионного недропользования не обеспечивает необходимых условий для повышения инвестиционной привлекательности геолого-разведочных работ;

в нераспределенном фонде недр велика доля запасов и месторождений, освоение которых экономически нецелесообразно.

Необходимо особо отметить весьма неблагоприятную экологическую обстановку в большинстве центров добычи минерально-сырьевых ресурсов промышленного Урала, проявляющуюся в загрязнении почв, поверхностных и подземных водных ресурсов прежде всего путем воздействия неорганизованных свалок отходов добычи минерального сырья (железных и медных руд, других металлов и неметаллического сырья).

Перспективы развития минерально-сырьевого комплекса округа связываются с освоением месторождений железа, ванадия, меди, цинка, никеля, кобальта, асбеста, каолина, графита, бентонитовых глин, кварцитов, марганца, хрома и некоторых других. Сырьевой потенциал округа в основном определяется богатством недр Ямало-Ненецкого автономного округа и Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, а также Свердловской и Челябинской областей. При этом лимит легкодоступных месторождений твердых полезных ископаемых с богатыми высококачественными рудами в значительной мере исчерпан или находится на грани истощения.

Преобладающая часть разведанных или предварительно оцененных объектов находится вдали от развитых промышленных центров и инфраструктурных коммуникаций, характеризуется большим разнообразием промышленных и перспективных промышленных типов, многие из которых не имеют мировых аналогов, сложными горнотехническими условиями залегания руд, низким содержанием полезных компонентов, комплексным составом и сложной обогатимостью.

Основной целью развития минерально-сырьевого комплекса Уральского федерального округа является воспроизводство минерально-сырьевых ресурсов в объемах, обеспечивающих компенсацию их потребления промышленными предприятиями Урала и Российской Федерации в целом.

Приоритетными задачами развития минерально-сырьевого комплекса являются:

обеспечение геологической изученности территории Уральского федерального округа в первую очередь в зоне действия действующих и планируемых горнопромышленных районов;

реализация (в том числе в рамках государственно-частного партнерства) инвестиционного проекта "Урал Промышленный - Урал Полярный", обеспечивающего разработку месторождений полезных ископаемых в новых районах добычи, что позволит не только наращивать экспорт энергоносителей, сырья и топлива, но и увеличить их внутреннее потребление;

повышение эффективности, комплексности и рациональности использования минерально-сырьевых ресурсов для удовлетворения текущих и перспективных потребностей базовых отраслей экономики округа;

увеличение производства минерально-сырьевым комплексом округа продукции высокой степени передела;

стимулирование разработки низкорентабельных месторождений;

внедрение новых технологий, обеспечивающих рациональное природопользование и снижение безвозвратных потерь полезных ископаемых.

Более детально основные направления развития минерально-сырьевой базы Уральского федерального округа (без нефтегазовых ресурсов) представлены в приложении N 4.