Системными документами, определяющими направления развития транспортной инфраструктуры, в том числе позволяющими обеспечить развитие Уральского федерального округа, являются Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2008 года N 1734-р, Стратегия развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2008 года N 877-р, федеральная целевая программа "Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2001 года N 848 и являющаяся необходимым и неотъемлемым инструментом реализации указанных стратегий в области транспорта.
Реализация направлений развития транспортной инфраструктуры, установленных указанной Транспортной стратегией, осуществляется в рамках отраслевых подпрограмм федеральной целевой программы "Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)", а также федеральных целевых программ регионального развития с учетом инвестиционных возможностей федерального бюджета.
О месте и значении транспорта в хозяйственном комплексе Урала свидетельствует значительная доля транспортных услуг в валовом региональном продукте (от 5 до 14 процентов по субъектам Российской Федерации, входящим в состав Уральского федерального округа), в инвестициях на развитие транспорта и в численности занятых на них работников, а также в потреблении энергоресурсов, металла, а также в ряде других важных показателей, характеризующих экономику округа.
Устойчивое и эффективное функционирование транспортного комплекса Уральского федерального округа является необходимым условием интеграции региональных хозяйственных систем и эффективного использования природно-ресурсного потенциала.
Главной целью развития транспортной системы Урала является формирование единого транспортного пространства на базе сбалансированного развития эффективной транспортной инфраструктуры.
Основными задачами развития транспортной инфраструктуры и в целом транспортной системы Урала являются:
создание условий для комплексного освоения новых территорий и разработка месторождений полезных ископаемых;
формирование единой дорожной сети, круглогодично доступной для населения и хозяйствующих субъектов;
привлечение внебюджетных инвестиций в инновационное развитие транспортной инфраструктуры;
снижение транспортных издержек реального сектора экономики;
сохранение квалифицированных кадров в отрасли;
обеспечение доступности транспортных услуг для населения;
устойчивая работа организаций транспортного комплекса;
создание сети высокоскоростного движения на территории округа;
развитие пассажирского транспорта, в том числе внеуличного транспорта, прежде всего в региональных центрах округа;
обновление парка подвижного состава новыми, современными транспортными средствами;
развитие транспортных подходов к крупным транспортным узлам и комплексное развитие крупных транспортных узлов на основных направлениях перевозок;
повышение транспортной освоенности районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
При формировании транспортной инфраструктуры и определении направлений и мер по ее развитию необходимо в максимально возможной степени учитывать влияние гидрометеорологических факторов.
Создание современной и эффективной транспортной инфраструктуры позволит обеспечить территориальную целостность Урала, ускорить развитие мультимодальных перевозок, обеспечить выходы к труднодоступным сырьевым базам и обеспечить комплексное освоение северных и восточных районов.
Реализация мероприятий по развитию транспортной системы предусматривается в 2 этапа:
1-й этап (до 2015 года) ориентирован на развитие существующей транспортной инфраструктуры, обеспечивающей необходимые пропускные способности на основных направлениях перевозок, обновление парка транспортных средств, состава речного и воздушного флота, совершенствование технологических процессов. Особое внимание будет уделено формированию единой дорожной сети, круглогодично доступной для населения и хозяйствующих субъектов, ликвидации существующих разрывов в транспортной сети, комплексному подходу к развитию транспортно-логистической инфраструктуры, внедрению инноваций в отрасли, привлечению внебюджетных средств в развитие транспортной инфраструктуры, транспортных подходов к пограничным пунктам и транспортным узлам;
2-й этап (с 2015 по 2020 год) включает создание резервов, необходимых для обеспечения ускоренного развития транспортной системы, повышение конкурентоспособности, эффективности и качества транспортного обслуживания, создание инфраструктурных условий для развития и расширения опорной транспортной сети, реализации транзитного потенциала, повышение роли транспортно-логистической инфраструктуры в организации товародвижения.
На железнодорожном транспорте приоритетом является расширение сети железных дорог, которая станет инфраструктурной основой развития ресурсной базы в районах нового освоения.
Большую долю инвестиций в развитие инфраструктуры железнодорожного транспорта Уральского федерального округа необходимо направить на строительство новых грузообразующих и технологических железнодорожных линий.
Транспортная составляющая проекта "Урал Промышленный - Урал Полярный" в перспективе предусматривает строительство сети железных дорог, а также 2 уникальных мостовых переходов через реки Обь и Надым. Данная инфраструктура будет возводиться на территориях Ямало-Ненецкого автономного округа, а впоследствии - Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Тюменской и Свердловской областей.
Стратегией развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года предусмотрено строительство железнодорожных линий Полуночное - Обская - Салехард, Салехард - Надым - Коротчаево.
Указанной стратегией также предусмотрена организация скоростного железнодорожного движения в Челябинском железнодорожном узле и на железнодорожной линии Челябинск - Магнитогорск.