Конкурентоспособность Уральского федерального округа в 2011-2020 годах будет определяться наукоемкостью, инновационностью и социальной ориентированностью ведущих отраслей и видов деятельности хозяйственного комплекса Уральского федерального округа. Повышение конкурентоспособности будет обеспечено за счет модернизации материальных активов промышленности, транспорта, связи, строительства, а также за счет применения принципиально новых экологически чистых технологий добычи и переработки природных ресурсов, использования новых станков и оборудования, новых видов транспорта и форм социального сервиса. Инновации должны стать ключевым элементом развития не только производственной, но и социальной составляющей Уральского федерального округа.
Долгосрочное развитие Урала будет осуществляться по нескольким основным направлениям.
Первое направление связано с добычей и переработкой минерально-сырьевых ресурсов на основе крупнейших инвестиционных проектов по освоению газовых и нефтяных месторождений, строительству и модернизации трубопроводных мощностей, созданию нефте- и газоперерабатывающих комплексов, в том числе в рамках инвестиционного проекта "Урал Промышленный - Урал Полярный".
Второе направление предусматривает развитие транспортной, энергетической и информационной инфраструктуры, обеспечивающее доступ к труднодоступным территориям Уральского федерального округа. Основой для эффективной реализации этих задач также является инвестиционный проект "Урал Промышленный - Урал Полярный".
Третье направление связано с модернизацией индустриального потенциала Урала, развитием глубокой переработки сырья на основе менее энергозатратных и более экологичных технологий в металлургии, повышением конкурентоспособности отраслей тяжелого и транспортного машиностроения, поддержкой развития предприятий ракетно-космической отрасли.
Четвертое направление предусматривает развитие инновационных, информационных, образовательных и других услуг в крупных агломерациях Урала, предполагающее создание высоких технологий в специализированных научно-инновационных центрах, технопарках, научно-исследовательских подразделениях оборонной промышленности, которые обеспечат структурную и технологическую модернизацию производственного комплекса региона и экспортную специализацию инновационных отраслей экономики, придадут инновационный импульс развитию базовых и смежных отраслей промышленности и экономики в целом.
Пятое направление связано с развитием туристского комплекса, обеспечивающего наибольший диверсификационный эффект. В этот комплекс входит деловой туризм (проведение конгрессно-выставочных мероприятий международного масштаба), строительство и обустройство горнолыжных комплексов, создание мирового центра полярного туризма в Ямало-Ненецком автономном округе, культурно-духовный туризм в гг.Екатеринбурге, Верхотурье, Тобольске, Тюмени, Аркаиме и других городах Урала, охотничий и спортивный туризм.
Необходимо констатировать принципиально новое "ресурсное" состояние Урала - по твердым полезным ископаемым он трансформировался из добывающего региона в потребителя минерального сырья.
При всех происходящих структурных изменениях в экономике Уральского федерального округа одной из базовых отраслей остается машиностроение. Вместе с тем Урал в значительной степени потерял функции ведущей базы производства оборудования для горнодобывающей, металлургической и машиностроительной промышленности страны. При удорожании сырья и металлов машиностроительную отрасль может ожидать дальнейшее падение производства и банкротство предприятий. Важнейшая причина этого - отсутствие постоянных, долговременных, масштабных заказов. В общем экспорте Уральского федерального округа доля продукции, произведенной в этой отрасли, в последние годы неуклонно снижается: 20 лет назад она достигала 50 процентов, а в настоящее время не превышает 2,5 процента.
Неоднородность и разнонаправленность развития экономики отдельных субъектов Российской Федерации, входящих в состав Уральского федерального округа, в соответствии с их традиционной специализацией была обусловлена объединением в 2000 году в одном округе Свердловской и Челябинской областей с тяготеющей к ним Курганской областью, составляющих ядро промышленного Урала, и Ямало-Ненецкого автономного округа, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и Тюменской области (без автономных округов), относящихся к Западной Сибири.
Соответствующие регионы Уральского федерального округа, условно именуемые Уральским и Западно-Сибирским, имеют разную конфигурацию в координатах "территория" - "население" - "валовой региональный продукт" и принципиально отличающуюся специализацию - Западно-Сибирский регион ориентирован на нефтегазодобычу и нефтехимию, а Уральский - на машиностроение, металлургию, химию, науку и оборонно-промышленный комплекс.
Такая дифференциация в зависимости от проводимой промышленной политики может эволюционировать как в прогрессирующую изоляцию и обособленное развитие двух исторически сложившихся регионов Уральского федерального округа (как это имело место в 90-е годы), связанное в том числе с недостаточностью интегрирующих элементов транспортной и энергетической инфраструктуры, так и во взаимообусловленное, взаимодополняющее развитие с огромным синергетическим эффектом при последовательной реализации межрегиональных и общенациональных проектов, нацеленных на одновременное использование конкурентных преимуществ каждого из указанных регионов.
Показатели развития приоритетных секторов экономики Уральского федерального округа представлены в приложении N 3.