Действующий

Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Уральского федерального округа на период до 2020 года (с изменениями на 26 декабря 2014 года)

16. Сохранение окружающей среды и обеспечение экологической безопасности


Среди федеральных округов страны самое неблагоприятное экологическое состояние природной среды в целом наблюдается в Уральском федеральном округе. Динамика экологических процессов остается преимущественно негативной.

Экологическая ситуация в округе осложняется наличием множества многотонных свалок и промышленных отходов, которые необходимо утилизировать и эффективно перерабатывать при целенаправленном использовании инновационных технологий.

Решение проблем рационального природопользования и экологии в рамках Стратегии является одним из важных направлений. При этом особое внимание должно быть уделено экологической чистоте источников питьевого водоснабжения, решению проблем утилизации отходов, сокращению выбросов вредных веществ в атмосферу, в том числе в связи с ростом промышленности и объемом транспортных перевозок.

Серьезной проблемой является экологически безопасное функционирование городского хозяйства. Его развитие невозможно без осуществления первоочередных мер по газификации, развитию систем водоснабжения и канализации, размещению и утилизации твердых бытовых отходов и озеленению городской территории.

В регионе сохраняется высокий уровень загрязнения атмосферного воздуха. В воздушную среду городов поступают диоксид серы, оксид углерода, оксиды азота, углеводороды, летучие органические соединения и другие вещества, что приводит к ухудшению санитарно-гигиенических условий проживания населения и росту его заболеваемости.

Среди федеральных округов Уральский федеральный округ занимает 2-е место по объему выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных источников.

Острота экологической ситуации в Уральском федеральном округе усугубляется радиационной обстановкой, сложившейся в результате деятельности федерального государственного унитарного предприятия "Производственное объединение "Маяк", расположенного в Челябинской области.

Уральский федеральный округ занимает 1-е место в России по объемам накопления отходов и 5-е место по объемам их образования. Длительное и интенсивное накопление на территории округа преимущественно производственных твердых отходов привело к возникновению крупномасштабной угрозы вторичного загрязнения окружающей среды и деградации природных комплексов, последствия которых уже приобрели в ряде районов черты экологического бедствия.

На территории региона в отвалах и шламохранилищах, на полигонах и несанкционированных свалках накоплено более 15 млрд. тонн различных отходов. Особую опасность представляют запрещенные и непригодные к применению пестициды, которых на территории Урала скопилось около 1300 тонн, из них почти 80 процентов - на территории Курганской области. Особую опасность представляют токсичные отходы. Динамика использования и обезвреживания токсичных отходов значительно отстает от темпов их образования.

Экологические угрозы, связанные с проблемами отходов, наиболее остры в районах размещения основных предприятий энергетики, работающих на твердом топливе, а также в нефтеперерабатывающей отрасли. Так, 3 города Уральского федерального округа входят в двадцатку населенных пунктов Российской Федерации (гг.Асбест, Качканар и Магнитогорск) с наибольшим объемом образования отходов (суммарный объем образованных в 2009 году отходов - 129,9 млн. тонн).

За 2009 год в округе было образовано около 210 млн. тонн отходов, что составляет 6 процентов общего объема образованных отходов в целом по России. Образование отходов на территории Уральского федерального округа в основном связано с такими отраслями промышленности, как добыча ископаемого сырья, черная и цветная металлургия, топливно-энергетический комплекс, производство строительных материалов и агропромышленный комплекс.

К наиболее острой проблеме в сфере обращения с отходами относится неэффективное управление органами местного самоуправления этой производственно-экологической сферой на подведомственной территории, в том числе:

фактическое отсутствие инвентаризации источников образования отходов на территории муниципальных образований;

несоблюдение порядка организации объектов размещения отходов, предусмотренного Федеральным законом "Об отходах производства и потребления", что приводит к увеличению количества несанкционированных объектов размещения отходов;

наличие бесхозяйных хранений пестицидов и ядохимикатов, пришедших в негодность и требующих ликвидации;

крайне недостаточное количество объектов утилизации и переработки твердых бытовых отходов, отвечающих современным экологическим и санитарно-эпидемиологическим требованиям, в жилищно-коммунальных комплексах населенных пунктов округа;

отсутствие реальных механизмов привлечения инвестиций в сферу обращения с отходами.

Основными направлениями решения сложившихся проблем в сфере обращения с отходами в Уральском федеральном округе являются:

внедрение существующих и разработка недостающих инновационных технологий утилизации и переработки отходов производства и потребления;

активизация деятельности органов местного самоуправления;

разработка и реализация комплексных экологических программ, направленных на решение проблем отходов производства и потребления, образующихся и размещаемых на их территориях;

разработка генеральных схем очистки территорий муниципальных образований;

организация раздельного сбора и размещения отходов производства и потребления;

строительство предприятий по утилизации отходов производства и потребления (заводы по переработке твердых бытовых отходов), в том числе межмуниципальных комплексов по переработке бытовых отходов;

ликвидация несанкционированных объектов размещения отходов;

введение дополнительных мер стимулирования предприятий, занимающихся переработкой и утилизацией отходов.

Эффективным механизмом обеспечения экологической безопасности в сфере обращения с отходами должна стать долгосрочная целевая региональная программа комплексной переработки и утилизации производственных и твердых бытовых отходов на территории промышленного Урала. Разработка и реализация указанной программы должны осуществляться на региональном и межрегиональном уровнях без законодательного и финансового участия федеральных властей.

Первоочередным крупным инвестиционным проектом этой программы должен стать проект строительства предприятий по переработке и утилизации производственных отходов на территории промышленного Урала.