Действующий

Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Уральского федерального округа на период до 2020 года (с изменениями на 26 декабря 2014 года)

5. Машиностроительный комплекс


Машиностроение является одним из базовых отраслевых комплексов в промышленности Уральского федерального округа.

В настоящее время наиболее развито на Урале производство машин и оборудования, электрооборудования, электронного и оптического оборудования, а также производство транспортных средств. В структуре промышленного производства Уральского федерального округа на долю указанных видов деятельности приходится 5,5 процента (в структуре обрабатывающих производств - 13,5 процента).

В территориальной структуре машиностроения Уральского федерального округа ключевые позиции занимают Свердловская и Челябинская области.

Для машиностроительного комплекса Свердловской области характерна большая доля металлоемких производств, обусловленная размещением на Урале отраслей мощной металлургической промышленности, потребляющих крупногабаритную и многотоннажную технику. Важной отраслью машиностроения области является транспортное машиностроение, в том числе вагоностроение. Крупнейшее предприятие этого профиля, расположенное в г.Нижний Тагил, специализируется на изготовлении вагонов большой грузоподъемности по перевозке руды, угля и других навалочных грузов. В области организовано серийное производство электровозов нового поколения, основанное на тесной кооперации российских предприятий, а также производство трамваев. Сформировалась и устойчиво функционирует такая новая отрасль промышленности, как медицинское машиностроение. В масштабах Уральского федерального округа и всей страны заметное место занимает энергетическое и электротехническое машиностроение.

В Свердловской области также широко представлены сложные, наукоемкие производства машиностроения главным образом оборонно-промышленные (авиационная, ракетно-космическая, средства связи, радиопромышленность и другие отрасли). Гражданское машиностроение представлено станкостроением, приборостроением и другими видами производства.

В Челябинской области развито прежде всего тяжелое машиностроение, производятся тракторы (93 процента общероссийского производства), бульдозеры (более 80 процентов) и грузовые автомобили (около 8 процентов). Значительное развитие получило производство электродвигателей малой мощности, продукции приборостроения, часов и ряда других видов машиностроительной продукции.

В Тюменской области машиностроение представлено отдельными предприятиями нефтепромыслового и сельскохозяйственного машиностроения, автомобильной, авиационной и электротехнической промышленности, судостроения и приборостроения.

В Курганской области развито машиностроение оборонно-промышленного комплекса, химическое машиностроение, приборостроение, производство мостовых металлоконструкций, машин и оборудования, пожарного и специального оборудования, а также трубопроводной арматуры.

Вместе с тем сдерживают развитие машиностроительного комплекса Уральского федерального округа следующие основные факторы:

недостаточная загрузка мощностей машиностроительного комплекса. До 1991 года машиностроительные предприятия округа были ориентированы на нужды топливно-энергетического комплекса Западной Сибири и добывающих отраслей других регионов страны. Начиная с 90-х годов XX века нарастали процессы выбытия предприятий машиностроительного комплекса Урала из кооперации с предприятиями топливно-энергетического комплекса и металлургии;

слабая работа в области диверсификации и специализации производства;

недостаточно высокий уровень конкурентоспособности продукции машиностроения с позиций качества, надежности и ценовых показателей, а также ориентация на выпуск ранее освоенных моделей;

неблагоприятное финансовое положение предприятий машиностроительного комплекса.

В среднем по округу более 30 процентов предприятий машиностроения убыточны, поэтому они не в состоянии осуществлять модернизацию производства и внедрять новые конкурентоспособные образцы продукции. Более 60 процентов основных фондов отрасли исчерпали свой эксплуатационный ресурс. Инновационные вложения в модернизацию производства машиностроительных предприятий крайне низкие. В последние годы машиностроение получало около 2 процентов общего объема ежегодных инвестиций в основной капитал предприятий Уральского федерального округа.

Эти факторы влияют на снижение качества продукции и производительности труда, ведут к росту брака, ограничению технологических возможностей предприятий, росту затрат в производстве, экологическим потерям и в конечном итоге к существенному снижению конкурентоспособности машиностроительной продукции, выпускаемой предприятиями Уральского федерального округа. Практически на всех рынках машиностроительной продукции наблюдается экспансия импорта.

Особо в машиностроительном комплексе Уральского федерального округа выделяется проблема средних и малых предприятий, многие из которых являются градообразующими и находятся, как правило, в более сложном финансовом и технико-технологическом положении, нежели крупные.

Несмотря на современное достаточно сложное состояние машиностроения Уральского федерального округа, в отрасли присутствует целый ряд оптимистических примеров инвестиционной деятельности предприятий по освоению и выпуску новых, востребованных рынком видов продукции. Среди них можно отметить следующие примеры:

в Свердловской области осуществлена разработка и начато производство нового универсально-пропашного трактора мощностью 160 лошадиных сил. В настоящее время разрабатывается программа по выпуску 5 тыс. тракторов. Разработаны и проходят испытания машины для уборки пляжей, ведется подготовка серийного производства погрузчиков универсальных малогабаритных ПУМ-600 и ПУМ-1250, изготавливается опытный образец шахтного погрузчика грузоподъемностью 6 тонн;

в г.Челябинске реализуется инвестиционный проект по организации эффективного производства корпусов бортовых фрикционов тракторов Т-10 и Т-12;

в Тюменской области реализуется проект организации производства оборудования и комплектующих для нефтедобычи. В рамках проекта завершено строительство завода по производству электропогружных центробежных насосов и строительство завода по производству комплектующих для перфораторного оборудования;

в Курганской области организуется производство буровых машин и оборудования для выполнения фундаментных работ. Создается новое производство трубопроводной арматуры на основе последних достижений в области конструкций, материалов, технологий, способов управления и логистики с целью освоения растущего российского рынка потребления трубопроводной арматуры с объемом производства 1,6-1,7 млрд. рублей в год.

Анализ выпуска машиностроительной продукции позволяет сделать вывод о том, что по некоторым основным ее видам Уральский федеральный округ теряет свои традиционные рынки. В то же время в отношении влияния институциональных факторов на развитие отрасли необходимо отметить, что вхождение машиностроительных предприятий в состав вертикально интегрированных холдинговых структур в основном оказывает положительное влияние на финансово-экономическое положение предприятий и способствует повышению уровня фактических инвестиций и инвестиционной активности комплекса в целом. Однако на инновационную деятельность на предприятиях машиностроительного комплекса Урала расходуется недостаточно средств.

Основной целью развития машиностроения Уральского федерального округа является его инновационное развитие с темпами роста не ниже 10 процентов в год и опережающим обновлением технологической базы, решением проблемы подготовки профессиональных кадров и проведением прогрессивной амортизационной политики.

Достижение указанной цели возможно только при условии приоритетного и быстрого обновления и модернизации его производственной инфраструктуры, активизации инвестиционно-инновационной деятельности, институциональных и инфраструктурных преобразований. В кратчайшие сроки необходимо восстановить и развить до высокотехнологичного уровня отрасль, отстающую от аналогичных отраслей в развитых странах на целый технологический уклад, или как минимум на 30 лет.

Для достижения целей, поставленных перед машиностроительным комплексом Уральского федерального округа предстоит решить следующие основные задачи:

техническое перевооружение и производственно-технологическая реструктуризация предприятий отрасли;

обновление и модернизация парка технологического оборудования;

диверсификация машиностроительного производства и расширение номенклатуры выпускаемой продукции;