Действующий

О внесении изменений в федеральную целевую программу "Национальная технологическая база" на 2007-2011 годы (с изменениями на 15 апреля 2014 года)

VI. Оценка социально-экономической и экологической эффективности подпрограммы


Подпрограмма обладает значительным мультипликативным эффектом. Реализация подпрограммы укрепит конструкторско-технологический потенциал, позволит не только развить разработку и производство компонентов и создать на их базе новые модели дизельных двигателей, но и освоить передовые производственные технологии, которые будут затем вовлечены в промышленную кооперацию. Развитие современной, ориентированной на рынок сети специализированных производств компонентов и систем будет способствовать росту уровня конкурентоспособности российского машиностроения в целом. Специализированные производства могут быстрее интегрироваться в мировую сеть поставщиков комплектующих и оказаться более привлекательными для иностранных инвестиций.

Объем производства продукции дизелестроения, за исключением автотракторных дизелей, в России в настоящее время составляет около 20 млрд. рублей, а с учетом импорта рынок оценивается в 35-40 млрд. рублей в год. В натуральном выражении потребности российского рынка в дизельных двигателях составляют 2,5-3 тыс. дизелей. В связи с реализацией программ развития судостроения и обновления подвижного состава на железнодорожном транспорте, а также с увеличением работ в области резервной энергетики, в том числе для атомных станций, к 2015 году ожидается увеличение объема рынка до 45 млрд. рублей (в ценах соответствующих лет). Увеличение рынка связано также с ростом спроса, постепенным импортозамещением и увеличением производства дизелей нового поколения.

Социально-экономическая эффективность реализации подпрограммы характеризуется следующими показателями:

показатели коммерческой эффективности:

объем реализуемой продукции отрасли (прогноз объема продаж) - 184379 млн. рублей;

чистая прибыль предприятий - 8042 млн. рублей;

чистый дисконтированный доход - 4908 млн. рублей;

индекс доходности (рентабельность) инвестиций по чистому доходу предприятий - 1,149;

срок окупаемости (период возврата) инвестиций за счет всех источников финансирования по чистому доходу предприятий - 3 года;

внутренняя норма доходности инвестиций - 12 процентов;

показатели бюджетной эффективности:

налоги, поступающие в бюджет, - 8926 млн. рублей;

бюджетный эффект (к 2016 году) - 610 млн. рублей;

срок окупаемости (период возврата) средств федерального бюджета по налоговым поступлениям - 2 года;

индекс доходности (рентабельность) средств федерального бюджета по налоговым поступлениям - 1,4;

удельный вес средств федерального бюджета (степень участия государства) в общем объеме финансирования - 0,49.

Дизельный двигатель составляет основу широкого ряда промышленных изделий, таких, как тепловозы, суда, многоосная специальная колесная и гусеничная техника, для которых дизельные двигатели являются практически безальтернативной энергетической установкой. Покупка зарубежных двигателей на комплектацию такой техники крайне нежелательна или невозможна. При этом иностранные компании, как правило, соглашаются только на поставку комплектной продукции. Потеря производства конкурентоспособных российских дизельных двигателей фактически будет означать прекращение производства в России указанных промышленных изделий, совокупный рынок которых составляет в настоящее время более 200 млрд. рублей ежегодно, а при реализации масштабных программ развития отраслей -потребителей дизельных двигателей (судостроения, транспортного машиностроения, атомной энергетики и др.) к 2015 году объем промышленных изделий будет увеличиваться. При отсутствии производства в Российской Федерации конкурентоспособных дизельных двигателей реализация указанных программ будет существенно затруднена или остановлена.

Экологический эффект от выполнения мероприятий подпрограммы обусловлен устанавливаемыми для разрабатываемых дизельных двигателей требованиями по топливной экономичности и современными и перспективными нормами выброса вредных веществ (NOx, СО, СН, НС). Уровень негативного воздействия на окружающую среду планируется уменьшить не менее чем на 20 процентов за счет современной конструкции двигателей и вследствие использования систем, обеспечивающих более полное сгорание топлива.

Реализация подпрограммы в полной мере соответствует приоритетным задачам социально-экономического развития Российской Федерации.