Действующий

Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Центрального федерального округа на период до 2020 года (с изменениями на 26 декабря 2014 года)

18. Социально-экономическое развитие г.Москвы


В целом г.Москва может рассматриваться как зона (территория) опережающего развития, как центр развития нанотехнологий и биотехнологий, научно-производственный центр отраслей оборонного комплекса, точного машиностроения, а также как международный финансовый центр, центр культуры и туризма. Территория города составляет 1,1 тыс.кв. километров, численность населения - 11551,9 тыс. человек.

В 1990-2009 годах численность населения увеличилась на 18,5 процента.

В структуре валового регионального продукта г.Москвы промышленность составляет 17,8 процента, строительство - 3,5 процента, транспорт - 8,2 процента.

При этом г.Москва имеет территориальные, трудовые и инфраструктурные ограничения, а также общие с примыкающими к городу территориями проблемы, без разрешения которых невозможно ее дальнейшее развитие. В связи с этим развитие г.Москвы должно рассматриваться без отрыва от развития России в целом. В г.Москве производится почти одна четвертая валового регионального продукта России.

Конкурентными преимуществами г.Москвы являются:

сосредоточение лучших интеллектуальных сил страны и наиболее квалифицированных кадров;

концентрация политической власти и значительной доли финансово-экономических ресурсов России;

высокий уровень воздействия на экономический рост страны;

развивающееся межрегиональное сотрудничество (агропромышленный комплекс, информационные связи, туризм, сфера образования);

стабильный рост товарооборота Москвы с другими субъектами Российской Федерации, быстрое увеличение объемов строительства и инвестиций в регионах;

максимизация образовательного уровня;

наличие экономических и институциональных условий для развития государственно-частного партнерства в сфере социального обслуживания населения;

наличие организаций, обеспечивающих реализацию инновационного цикла от фундаментальных исследований до конкретных разработок;

наличие стабильно работающего инвестиционно-строительного комплекса города;

наличие крупнейшей региональной системы торгового и бытового обслуживания населения;

формирование системы природного комплекса города;

создание резерва по уровню развития электрических мощностей и проведение активных работ по ликвидации дефицита сетевых мощностей;

обеспеченность водными ресурсами системой водоснабжения на 100 процентов.

Инфраструктурными ограничениями экономического развития г.Москвы являются:

высокое социальное расслоение москвичей, сложная демографическая ситуация и недостаточный контроль миграционных процессов;

сверхвысокая плотность населения;

старение населения и увеличение численности людей пенсионного возраста;

низкий уровень жилищной обеспеченности населения города (ниже среднероссийского) и резкое сокращение доступности приобретения жилья на рынке жителями г.Москвы;

ограниченная площадь территории города.

Экономика и социальная сфера, трудовые ресурсы и занятость населения, транспортные магистрали, расположение жилых и промышленных объектов Московского региона и ряда прилегающих к нему территорий настолько взаимосвязаны и взаимозависимы, что их согласованное, интегрированное функционирование как единой социально-экономической системы является объективно необходимым условием эффективного развития всех составляющих этот комплекс частей. В связи с этим целесообразна координация разрабатываемых совместно документов транспортного развития, дорожного строительства, градостроительной политики, территориального планирования, а также координация политики в сфере экологии, утилизации и вовлечения во вторичный оборот отходов производства и потребления.

Приоритеты пространственного развития г.Москвы состоят в формировании городской среды, благоприятной для жизнедеятельности человека, устойчивого социально-экономического развития города на основе потенциала Московского региона и создания единой системы его расселения.

Следование этим приоритетам позволит:

ликвидировать сложившиеся диспропорции в г.Москве между жилыми, общественно-деловыми, производственными, рекреационными территориями и территориями объектов транспортной инфраструктуры;