Действующий

Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Центрального федерального округа на период до 2020 года (с изменениями на 26 декабря 2014 года)

17. Социально-экономическое развитие Ярославской области


Наиболее крупный город северо-востока европейской части России г.Ярославль с полным правом может претендовать на роль межрегионального центра Верхневолжья для близлежащих областей (Ивановской, Костромской и Вологодской). Сравнение с зарубежными регионами-аналогами подтверждает перспективность позиционирования г.Ярославля как межрегионального центра. Это предопределяет развитие в г.Ярославле межрегиональных функций социально-культурного, торгового, медицинского и иных видов обслуживания населения, значительно более высокого уровня развития системы образования, чем в соседних областях.

Выгодное положение Ярославской области, пересечение на ее территории основных осей экономического развития, автомобильных, водных и воздушных путей, магистральных нефте- и газопроводов позволяют и в настоящее время, и в стратегической перспективе позиционировать область как узловой регион. Перевод этого потенциального конкурентного преимущества в разряд реальных требует развития транспортно-логистических функций и системы оптовой и розничной торговли. Территория области составляет 36,2 тыс.кв. километров, численность населения -1271 тыс. человек.

В структуре валового регионального продукта сельское хозяйство составляет 4,1 процента, промышленность - 31,3 процента, строительство - 5,4 процента, транспорт - 17,3 процента, рыночные услуги - 26,8 процента, нерыночные услуги - 15,1 процента.

Ярославская область является структурообразующей частью историко-культурного ядра России. Историческая часть г.Ярославля, 1000-летие которого отмечалось в 2010 году, внесена в 2005 году в список мирового культурного наследия ЮНЕСКО. Этот город является не только потенциальным, но и географическим центром туристско-рекреационной зоны "Золотого кольца России", в состав которого входят также гг.Ростов, Углич и Переславль-Залесский. Для реализации центральной функции в стратегической перспективе необходимо превратить г.Ярославль в базовый центр размещения и проживания туристов, путешествующих по маршруту "Золотое кольцо России".

Дефицит электроэнергии и трудовых ресурсов ограничивают реализацию новых инвестиционных проектов и наращивание мощностей существующих предприятий. Вместе с тем высокий уровень газификации является благоприятным фактором размещения новых производств и развития объектов социальной сферы.

Серьезным ресурсным ограничением стратегического развития Ярославской области являются обеспеченность инженерной инфраструктурой и топливно-энергетическими ресурсами. Существуют ограничения в состоянии транспортной инфраструктуры. Ключевыми недостатками являются слабый уровень развития логистики, несоответствие нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационному состоянию большей части автомобильных дорог регионального значения. Требуются комплексная модернизация и обновление системы водоснабжения и водоотведения области.

Стратегическими направлениями развития в основных сферах экономики являются:

концентрация ресурсов и производств и формирование на этой основе ключевых кластеров промышленного типа федерального и регионального значения (кластер дизелестроения, энергетического машиностроения, лакокрасочный кластер, кластер автокомпонентов, кластер кабельной продукции, фармацевтический, кластер технического текстиля);

создание и развитие системы индустриальных парков на территориях, являющихся региональными экономическими зонами (г.Переславль-Залесский - технопарки "Славич" и "Протэкт", г.Ростов - индустриальный парк "Ростовский", г.Ярославль - индустриальный парк "Новоселки", г.Углич - технопарк "Сим росс").

Индустриальные парки развиваются также на базе существующих промышленных площадок (Тутаевский моторный завод, Гаврилов-Ямский льнокомбинат).

Приоритетными направлениями развития машиностроения являются:

развитие дизельного двигателестроения - создание средних и тяжелых двигателей, создание новых коробок передач;

развитие авиационного моторостроения;

развитие и создание новых газотурбинных установок;

реализация проектов по созданию и организации производства новых видов кабелей в г.Угличе;

разработка и организация производства новых электродвигателей;

создание новых оптических, электронных и радиоприборов для военно-промышленного комплекса России;

открытие иностранными партнерами завода полного цикла по производству дорожно-строительной техники.

Основными направлениями развития нефтехимического комплекса являются:

дальнейшая модернизация и реконструкция действующих производств, повышение уровня глубины переработки нефти;

развитие и модернизация производства технического углерода;

освоение выпуска качественно новых конкурентоспособных грузовых цельнометаллокордных шин;

модернизация производства резинотехнических изделий;

организация полномасштабного производства, уникальных автокомпонентов, отвечающих требованиям Евро-4 и Евро-5 и не уступающим по качеству зарубежным аналогам;

создание лакокрасочного промышленного кластера Ярославской области, основными целями которого являются формирование на территории г.Ярославля крупнейшего в Восточной Европе высокотехнологичного центра лакокрасочной промышленности;

развитие кластера фармацевтической промышленности и инновационной медицины с созданием инновационных предприятий и организаций по разработке субстанций и препаратов, проведение биотехнических работ, создание центров клинических исследований и контроля качества, открытие новых производственных площадок, улучшение качества системы медицинского сервиса и др.

Развитие отрасли легкой промышленности ориентировано на создание кластера льнопереработки на базе имеющихся в области льнозаводов, что подразумевает организацию вертикально интегрированного бизнес-комплекса. Также планируется развивать кластер производства технического текстиля.

На территории Ярославской области будет развиваться энергетический кластер по производству современных когенерационных установок малой и средней мощности.