Воронежская область расположена на юге Центрального федерального округа. Наиболее крупный субъект Российской Федерации по территории, численности населения и экономическому потенциалу в составе Центрального федерального округа.
Территория области составляет 52,2 тыс.кв. километров, численность населения - 2335,2 млн. человек, административный центр - г.Воронеж с населением 928,5 тыс. жителей.
Водоснабжение осуществляется только из подземных источников. На территории области имеются значительные запасы минеральных вод.
Минерально-сырьевые ресурсы области представлены главным образом нерудными полезными ископаемыми (граниты, глины, пески, цементное сырье, мел).
В 1990-2009 годах численность населения уменьшилась на 8,5 процента. В 2010-2020 годах в Воронежской области ожидается сокращение численности населения до 2143 млн. человек - естественная убыль населения будет частично компенсирована миграционным приростом, который за этот период составит 63,7 тыс. человек.
Воронежская область обладает сбалансированной промышленной и аграрной структурой экономики. Главное богатство области - черноземные почвы. Площадь посевов составляет 81,8 процента уровня 1990 года.
В структуре валового регионального продукта области сельское хозяйство составляет 12,4 процента, промышленность - 23,1 процента, строительство - 6,3 процента, транспорт - 12,5 процента, рыночные услуги - 29,4 процента, нерыночные услуги - 16,2 процента.
Крупным транспортным узлом является г.Борисоглебск.
Автомагистраль "Дон" является одной из наиболее загруженных из всех федеральных трасс России.
Юго-Восточная железная дорога является одной из мощных транспортных артерий в сети железных дорог России и связывает центр европейской части страны с Северным Кавказом, Поволжьем, Украиной и восточной частью страны.
На территории Воронежской области судоходные внутренние водные пути составляют 573 километра и обеспечивают судоходную связь по р.Дон с Азовским, Каспийским и Черным морями.
Действует аэропорт Воронеж, имеющий статус международного, география полетов включает гг.Москву, Санкт-Петербург, Липецк, Ульяновск, Элисту и Минеральные Воды. Из всех городов Центрального Черноземья г.Воронеж имеет наибольшие перспективы развития.
Приоритетными направлениями развития транспортного комплекса Воронежской области являются:
развитие железнодорожного сообщения;
расширение транзитных потоков грузов;
создание и развитие транспортно-логистических зон и парков.
Для организации скоростного движения на направлении Москва - Воронеж - Ростов - Адлер (Анапа - Новороссийск) и ввода в эксплуатацию пассажирских 2-этажных вагонов потребуется модернизировать инфраструктуру железнодорожных линий с обеспечением скорости движения 160-200 километров в час, а также осуществить строительство соединительной линии с Воронежским ходом (участок Прохоровка - Журавка).
Промышленность является одной из ведущих отраслей экономики Воронежской области, обеспечивающей поступление более одной третьей налоговых платежей в консолидированный бюджет. Преобладает продукция предприятий обрабатывающих производств.
Промышленность области специализируется на производстве гражданских самолетов, ракетных двигателей, кузнечно-прессового и горно-обогатительного оборудования, сельскохозяйственных машин, минеральных удобрений, синтетического каучука и шин, электрооборудования и электронной техники, металлических мостовых конструкций, огнеупорных изделий, сахара-песка, маслобойно-жировой и мясной продукции.
На базе разведанного минерального сырья в Воронежской области функционируют крупные предприятия строительной индустрии, идет освоение минеральных подземных вод.
Главным источником генерации электрической энергии области является Нововоронежская атомная станция с суммарной мощностью действующих блоков 1834 МВт (3 блок - 417 МВт, 4 блок - 417 МВт, 5 блок - 1000 МВт).
Региональные пользователи потребляют 70,7 процента объема выработанной электроэнергии. Для обеспечения развития промышленности области и повышения энергообеспеченности Центрального федерального округа в целом ведется строительство 1-го и 2-го энергоблоков Нововоронежской атомной электростанции общей мощностью 2300 МВт.
Техническое состояние электрических сетей сетевых организаций Воронежской области является сдерживающим фактором экономического развития отдельных городов и районов области. Изношенность основных производственных фондов сетевых организаций Воронежской области на сегодняшний день составляет более 63,5 процента.
Интеллектуальный и кадровый потенциал Воронежской области формируется за счет использования преимуществ системы высшего образования Воронежской области. К ним относятся фундаментальность образования, обеспечиваемая интеграцией ведущих научных школ региона и учебной деятельности, наличие значительного числа общепризнанных в России и за рубежом научных школ ведущих вузов, накопленный опыт международного сотрудничества в сфере образования, а также наличие институциональной структуры поддержки экспорта образовательных услуг. При Воронежском государственном университете действует межрегиональный центр международного сотрудничества и академической мобильности, имеется значительный педагогический и научный потенциал (по численности профессорско-преподавательского состава доля Воронежской области в Центральном федеральном округе составляет 4,3 процента и 10 процентов без учета г.Москвы). По доле студентов область устойчиво занимает 3-ю позицию в округе после Московского региона.
Область располагает развитой социальной сферой, требующей постоянного совершенствования.
Основными факторами, сдерживающими развитие Воронежской области, являются:
относительно низкий уровень развития экономики региона;
дисбаланс развития рынка труда;