Действующий

Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Центрального федерального округа на период до 2020 года (с изменениями на 26 декабря 2014 года)

1. Развитие транспортной инфраструктуры федерального значения


Центральный федеральный округ, располагая развитой транспортной системой с высокой плотностью железных и автомобильных дорог (большей, чем в среднем по России), играет ключевую роль в транспортной структуре страны. Большая часть авто-и железнодорожных маршрутов, связывающих между собой разные части России, а также Россию с Европейским союзом, проходят по территории округа, преимущественно через Московский транспортный узел (от г.Москвы расходятся 11 направлений железных дорог и 15 автомагистралей, на территории округа расположено 11 международных аэропортов, через округ проходят направления 3 транспортных коридоров (Транссиб - граница с Белоруссией - Смоленск - Москва - Нижний Новгород - Владивосток, Север - Юг и панъевропейский коридор N 9)). Поэтому вопрос организации рациональной системы перевозок в округе - это вопрос рационализации транспортного сообщения в России в целом. Таким образом, развитие транспортной инфраструктуры округа состоит прежде всего в оптимизации транзитной системы перевозок (внутренней и внешней).

Главным методом внешней оптимизации является более рациональное использование сети дорог в европейской части страны. С учетом развития международной торговли, особенно на направлениях Европа - Азиатско-Тихоокеанский регион, Россия - Азиатско-Тихоокеанский регион и Россия - Европа, ключевую роль в оптимизации грузопотоков должны сыграть маршруты Европа - Западный Китай (северо-запад России - Поволжье - Казахстан - Западный Китай), Поволжье - порты северо-запада России, Урал - порты северо-запада России (Белкомур и Баренцкомур), Урал - Поволжье - порты Каспийского и Черного морей. При увеличении контейнерных перевозок между странами Азиатско-Тихоокеанского региона и Европы через порты России должно быть предусмотрено их перераспределение с Транссибирской железнодорожной магистрали в обход Московского транспортного узла.

Еще одним методом преодоления напряженности на железнодорожном транспорте является увеличение скорости движения грузопотоков. Сегодня ускоренные контейнерные поезда доставляют груз от российских портов на Тихом океане до западных границ России за 11 дней, то есть со скоростью около 1 тыс. километров в сутки. Реализации проекта "Транссиб за 7 суток" обеспечит возможность доставки контейнерных грузов от восточных до западных границ России за 7 суток в 2012 году. К 2015 году за 7 суток будет преодолеваться расстояние до г.Бреста. Это потребует организации скоростного режима движения через Московский транспортный узел.

Повышение скорости движения поездов за счет реконструкции инфраструктуры и обновления основных фондов требуется и на железнодорожных направлениях транспортного коридора Север - Юг.

Повышение пропускной способности также может достигаться за счет сокращения задержек на границах, обусловленных соблюдением таможенных требований. Этого можно достичь, основываясь на следующих подходах:

стандартизация и упрощение грузовой декларации и подтверждающих документов;

ускоренные процедуры прохождения таможни для людей, не нарушавших в прошлом правил;

максимальное использование информационных технологий (например, внедрение программного обеспечения по предварительной передаче сведений в электронной форме о перевозимых грузах для последующей передачи в таможенные органы, включая таможенные органы стран Европейского союза);

согласованные меры вмешательства в случаях, относящихся к компетенции других пограничных учреждений;

партнерство с представителями торговли;

введение процедуры, предусматривающей предварительное представление документации.

Приоритетными направлениями развития транспортных коммуникаций внутри округа являются:

создание современных скоростных автомобильных и железнодорожных магистралей;

комплексное развитие Московского транспортного узла и перенос грузовой работы за его пределы с созданием необходимой инфраструктуры, в том числе логистической, в Московской области и сопредельных регионах;

повышение пропускной способности автомобильных дорог федерального и регионального значения;

комплексное развитие Московского авиационного узла с созданием на его базе хаба с системой скоростных автомобильных дорог и железнодорожных линий, связывающих аэропорты между собой и с центральной частью города;

развитие аэропортов местного значения для осуществления внутрирегиональных авиаперевозок;

развитие аэропортов местного значения в качестве запасных аэропортов для Московского авиационного узла.

Оптимизация работы Московского транспортного узла требует более рационального распределения грузопотоков в Центральном федеральном округе - создание межрегиональных транспортных узлов (точек, являющихся центральными для организации логистики смежных областей округа).

Малый радиус зоны притяжения таких центров (около 150 километров) позволяет осуществлять доставку авиационных грузов между городами, что делает возможным использование их как основы для логистики при авиационных перевозках на базе российских и международных операторов грузовых авиаперевозок в среднесрочной (5-8 лет) перспективе. Способствовать такому сценарию развития могут 2 фактора - развитие малой авиации в Центральном федеральном округе с опорой на наличие высокоразвитой промышленной базы, позволяющей создать производство высокотехнологичных малых летательных аппаратов, и наличие в округе большого количества аэродромов.

Важным направлением совершенствования межрайонных связей для Центрального федерального округа является создание транспортно-логистической системы с целью приема, хранения, сортировки и доставки грузов от сельскохозяйственных поставщиков на терминалы районов-потребителей.

Кроме того, транспортная отрасль Центрального федерального округа нуждается в модернизации основных фондов - обновлении подвижного состава, реконструкции автомобильных дорог федерального значения и электрификации железных дорог, а также в повышении конкурентоспособности и качества обслуживания населения и промышленности. Для развития основных фондов и их модернизации также предусматривается обновление существующего парка подвижного состава новыми современными транспортными средствами.

По данным Федеральной службы государственной статистики, за 2008 год степень износа основных фондов коммерческих организаций транспорта (без субъектов малого предпринимательства) по Центральному федеральному округу составила 24,3 процента, что в целом меньше общероссийского значения (29,1 процента), однако в ряде регионов округа наблюдается серьезное превышение нормативного значения этого показателя. Так, в Курской области степень износа составила 69,8 процента, а в Брянской области - 42,9 процента. Наилучшая ситуация в г.Москве (17,4 процента) и Костромской области (21,4 процента). В 2008 году в округе введено 8,9 километра новых железных дорог и 15,5 километра вторых путей, а также 498,2 километра автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием.

Многие крупные города округа (прежде всего региональные центры) нуждаются в развитии городского пассажирского транспорта (в целях обеспечения спроса населения на качественные транспортные услуги, высокий уровень надежности и безопасности пассажироперевозок, решение экологических и социально-экономических проблем), в том числе в развитии внеуличного транспорта (метрополитен, монорельсовые транспортные системы, трамваи на выделенных полосах движения и др.), что потребует создания правовых основ функционирования, развития и строительства метрополитенов и других видов скоростного внеуличного транспорта для выполнения государственных гарантий по обеспечению нормативов транспортной подвижности населения крупных городов. При этом создание условий и организация транспортного обслуживания населения всеми видами транспорта общего пользования в городском, пригородном и междугородном сообщении относятся к компетенции органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления.

По состоянию на 1 января 2010 года густота автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием в среднем по России составила 32 километра дорог на 1 тыс.кв. километров территории, в Центральном федеральном округе - 172 километра (1-е место среди всех федеральных округов). Этот показатель хуже, чем у сопредельных с округом Республики Белоруссия и Украины, и значительно хуже, чем в Республике Польша. Наилучшие показатели у Московской и Калужской областей, наихудший - у Костромской, что связано с ее площадью, системой расселения и транспортно-географическим положением.

В 2009 году удельный вес автомобильных дорог с твердым покрытием в протяженности автомобильных дорог общего пользования в среднем по России составил 91,9 процента (с усовершенствованным покрытием - 65,2 процента), в Центральном федеральном округе - 96 процентов (с усовершенствованным покрытием - 81,5 процента). Этот показатель лучше, чем аналогичный показатель в Республике Польша, сопоставим с таким показателем в Республике Белоруссия, но хуже, чем на Украине.

Основные принципы развития автомобильного транспорта Центрального федерального округа:

реконструкция и модернизация автомобильных дорог общего пользования федерального значения в целях поддержания автомобильных дорог в состоянии, соответствующем нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям;