Действующий

Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Центрального федерального округа на период до 2020 года (с изменениями на 26 декабря 2014 года)

5. Здравоохранение, федеральные медицинские центры, специализированные консультативно-диагностические центры


В Центральном федеральном округе отмечается улучшение здоровья населения, что связано с повышением доступности и качества медицинской помощи, а также с развитием профилактической направленности в здравоохранении. Реструктуризация стационарной помощи проводится с одновременным развитием амбулаторно-поликлинических учреждений, созданием в них дневных стационаров и стационаров на дому. Дополнительный стимул интенсивному переоснащению медучреждений и сохранению в них квалифицированного персонала дают реализация приоритетного национального проекта "Здоровье" и региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации.

По данным федерального статистического наблюдения, к началу 2009 года медицинская помощь населению Центрального федерального округа оказывалась в 1415 больничных учреждениях, 1100 самостоятельных амбулаторно-поликлинических учреждениях, 1930 амбулаторно-поликлинических учреждениях, входящих в состав других учреждений, 303 диспансерах, 214 стоматологических поликлиниках, 8532 фельдшерско-акушерских пунктах, 76 врачебных здравпунктах и в 1088 фельдшерских здравпунктах. Из общего количества больниц 297 единиц находится в подчинении органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации, входящих в состав округа.

Коечный фонд стационаров Центрального федерального округа за 2000-2009 годы сократился с 420607 до 336711 коек (19,9 процента).

Работа первичного звена здравоохранения характеризуется увеличением количества посещений на одного жителя с 9,2 до 10,3 посещения (в Российской Федерации - с 9,1 до 9,5 посещения). Численность лиц, которым оказана скорая медицинская помощь при выездах и амбулаторно, уменьшилась с 347 до 340,9 человека на 1 тыс. человек (в Российской Федерации - с 362 до 360,7 человека).

Обеспеченность населения врачами увеличивается (по этому показателю Центральный федеральный округ занимает 2-е место в России), обеспеченность средним медицинским персоналом, напротив, сокращается (по этому показателю округ занимает 6-е место в России).

Показатель обеспеченности населения врачами в Центральном федеральном округе выше, чем в среднем по России. За 2000-2009 годы этот показатель увеличился с 45,7 до 47,9 человека на 10 тыс. человек (в Российской Федерации - с 42,2 до 44,1 человека). Однако в ряде субъектов Российской Федерации, входящих в состав округа (Тульская, Тамбовская, Владимирская, Костромская и Калужская области) обеспеченность медицинскими кадрами недостаточна.

Показатель обеспеченности населения средним медицинским персоналом в Центральном федеральном округе за 2000-2009 годы уменьшился с 97,4 до 91,5 человека на 10 тыс. человек (в Российской Федерации - с 96,9 до 94,3 человека).

Укреплению здоровья населения способствует предотвращение перехода заболеваний в тяжелые стадии за счет ранней диагностики, что отражается в увеличении численности больных с впервые установленным диагнозом. В частности, среди онкологических больных увеличилась выживаемость за счет выявления злокачественных опухолей на ранних стадиях.

Заболеваемость населения Центрального федерального округа за 10 лет (2000-2009 годы) увеличилась с 134944,2 до 153199,3 случая на 100 тыс. человек. Таким образом, у каждого жителя округа регистрируется более 1,5 заболевания.

Наиболее высокие показатели заболеваемости на 100 тыс. человек отмечаются во Владимирской (210975,5 человека), в Ярославской (184093,2 человека), Тамбовской (173557,8 человека) и Белгородской (173277,6 человека) областях.

Самая низкая заболеваемость среди субъектов, входящих в состав Центрального федерального округа, отмечается в Курской (121443,3 человека на 100 тыс. человек) и Московской (124155,2 человека на 100 тыс. человек) областях.

Федеральная составляющая системы здравоохранения в субъектах Российской Федерации представлена в основном медицинскими центрами, оказывающими высокотехнологичные и специализированные медицинские услуги. Подавляющее большинство центров, оказывающих высокотехнологичную медицинскую помощь в рамках государственного задания в 2009 году, расположены в Московском регионе (53,5 процента общероссийского объема высокотехнологичной медицинской помощи, или более 120 тыс. пациентов в 2009 году).

Государственное задание на оказание высокотехнологичной медицинской помощи выполняют также медицинские учреждения регионального подчинения. Эти учреждения ориентированы на специфику заболеваемости населения отдельных регионов Центрального федерального округа, а также на оказание высокотехнологичной медицинской помощи на межрегиональном уровне.

Стратегическим приоритетом в сфере здравоохранения является снижение уровня смертности и заболеваемости, а также увеличение продолжительности жизни населения.

В среднесрочной и долгосрочной перспективе одной из основных задач развития системы здравоохранения станет последовательное проведение единой государственной политики в сфере здравоохранения, предусматривающей реализацию приоритетного национального проекта "Здоровье", что позволит обеспечить скоординированную работу всей системы здравоохранения независимо от территориальных и ведомственных разграничений.

Целями развития системы здравоохранения являются:

улучшение репродуктивного здоровья (в первую очередь у подростков);

улучшение здоровья детей, в том числе новорожденных;

снижение уровня заболеваемости, в том числе детской заболеваемости, социально значимыми заболеваниями (алкоголизм, ВИЧ-инфекция, туберкулез, венерические болезни, наркомания и др.);

снижение уровня преждевременной и предотвратимой смертности от всех причин, в том числе смертности от заболеваний сердечно-сосудистой системы, онкологических заболеваний, а также от таких внешних причин, как травмы и отравления;

рост удовлетворенности населения качеством медицинской помощи.

Предусматриваются следующие основные направления совершенствования системы здравоохранения:

установление приоритета первичной медико-санитарной помощи;

усиление профилактической направленности здравоохранения, ориентация и мотивация населения на сохранение здоровья и ведение здорового образа жизни, повышение ответственности населения за свое здоровье, особенно в трудоспособном возрасте;

сохранение и улучшение здоровья детей, беременных женщин и рожениц;

улучшение качества оказания лекарственной помощи в учреждениях здравоохранения и аптечных организациях;

повышение эффективности функционирования государственной и муниципальной систем здравоохранения;

совершенствование правового статуса учреждений здравоохранения;