Московская область расположена в центре европейской части России в бассейнах рек Волги, Оки, Клязьмы и Москвы. Территория области составляет 45,8 тыс.кв. километров, численность населения - 7,1 млн. человек, в том числе городское - 5,46 млн. человек.
Демографическая ситуация в области характеризуется значительным ежегодным миграционным приростом, покрывающим естественную убыль населения, снижением естественной убыли населения в основном за счет роста рождаемости и стабилизации уровня смертности населения.
В 2010-2020 годах в Московской области ожидается рост численности населения до 6988,5 тыс. человек, в том числе миграционный прирост за этот период составит 747,7 тыс. человек.
Объем валового регионального продукта области является одним из крупнейших в стране. В структуре валового регионального продукта области сельское хозяйство составляет 2,2 процента, промышленность - 27,4 процента, строительство - 8,6 процента, транспорт - 8,1 процента, рыночные услуги - 40,3 процента, нерыночные услуги - 13,4 процента.
Научно-промышленный комплекс Московской области включает предприятия машиностроения и металлургии, химической и деревообрабатывающей промышленности, электроэнергетики, промышленности строительных материалов и пищевой промышленности. На территории области ведут свою деятельность организации академической и прикладной науки.
В организациях научно-промышленного комплекса работает 655 тыс. человек, или одна третья общей численности занятых в экономике Подмосковья.
Статус наукограда присвоен 9 городам Московской области, создана особая экономическая зона технико-внедренческого типа на территории г.Дубны.
В Подмосковье сосредоточен мощный оборонно-промышленный комплекс, объединяющий 130 организаций, которые работают в области авиации, космонавтики, радиоэлектроники, судостроения и производства продукции специального назначения.
Агропромышленный комплекс Московской области включает 480 крупных и средних сельскохозяйственных предприятий, более 6,6 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств, свыше 500 тыс. личных подсобных хозяйств, более 400 предприятий, занимающихся производством продуктов питания.
Приоритетными направлениями развития сельскохозяйственного производства в Московской области являются мясное животноводство, техническая и технологическая модернизация предприятий, формирование эффективного механизма адресного государственного стимулирования сельскохозяйственных товаропроизводителей и создание условий для устойчивого развития сельских территорий.
Крупными инвестиционными проектами, реализация которых планируется в ближайшие годы, являются:
строительство свиноводческого комплекса (Луховицкий район);
строительство тепличного комплекса (Раменский район).
В строительном комплексе Московской области насчитывается более 8,5 тыс. организаций, в которых занято около 700 тыс. человек.
Строительство новых предприятий по производству строительных материалов планируется на территории строящихся или проектируемых в настоящее время индустриальных парков "Волоколамский" и "Давыдовское" (Истринский район), многофункциональных парков "Точка роста" (Домодедово), "Шматово" (Ступинский район), "Котово" (Наро-Фоминский район) и "Белый раст" (Дмитровский район).
Основными направлениями развития жилищного строительства является осуществление проекта "Большое Домодедово", комплексной застройки "Красногорье" (севернее г.Красногорска) (дома переменной этажности). Также планируется комплексная застройка со строительством ипподрома (Красногорский район), комплексная застройка микрорайона Рублево-Архангельское (Красногорский район).
Темпы развития и структура транспортной системы области отстают от темпов автомобилизации, не соответствуют уровню мобильности населения, уровню концентрации на территории Московской области внешнеторговых и внутрироссийских грузопотоков. Для ликвидации этого разрыва предусматривается:
реконструкция головных участков федеральных автомагистралей и сооружение Центральной кольцевой автомобильной дороги;
строительство платных скоростных автомобильных дорог;
создание линий скоростного пассажирского транспорта на базе технологии скоростного трамвая (подъезды к аэропорту Домодедово вдоль федеральной автомобильной дороги М-4 "Дон", от г.Подольска через г.Домодедово (подъезд к аэропорту) до г.Раменское);
строительство путепроводов в местах пересечения автомобильных и железных дорог, дополнительных железнодорожных путей на Ярославском, Рязанском, Горьковском и Октябрьском направлениях Московского железнодорожного узла;
реконструкция 7 сортировочных и опорных железнодорожных станций, гидротехнических сооружений канала имени Москвы и плотин Москворецкой шлюзованной системы;
создание сети логистических и мультимодальных логистических центров в целях вывода за периметр Центральной кольцевой автомобильной дороги производств, транспортных и таможенных объектов, расположенных в г.Москве и ближайшем Подмосковье.
Московская область по сравнению с другими субъектами Российской Федерации имеет самую сложную энергетическую инфраструктуру. Особенностью Московской энергетической системы является большая концентрация генерирующих мощностей и электрической нагрузки на сравнительно небольшой территории, зависимость объема генерации от тепловой нагрузки, более жесткая по отношению к другим регионам экологическая политика.
Образовательная политика в Московской области носит социально ориентированный характер и направлена на обеспечение всеобщего доступа к качественному образованию.
В среднесрочной и долгосрочной перспективе основными направлениями развития образования станут:
совершенствование содержания и технологий образования, развитие вариативности образовательных программ;
создание условий для социализации, социальной адаптации, формирования здорового образа жизни детей, подростков и молодежи, обеспечения их безопасности (в том числе разработка и внедрение программ психологического сопровождения детей дошкольного возраста, модели центра постинтернатной адаптации для лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей);