Основной характеристикой современной образовательной сети Центрального федерального округа является ее многообразие, позволяющее удовлетворять различные образовательные и воспитательные потребности детей, подростков и молодежи. Система образования округа включает в себя более 25,4 тыс. различных образовательных учреждений (свыше 6,68 млн. учащихся).
Основное направление развития системы образования связано с реализацией национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" и внедрением результатов комплексных проектов модернизации образования, реализуемых в рамках приоритетного национального проекта "Образование".
В Центральном федеральном округе количество образовательных учреждений высшего профессионального образования в 2000-2009 годах выросло в 1,4 раза. В основном рост был обеспечен за счет увеличения количества негосударственных учреждений. При этом численность студентов государственных учреждений увеличилась в 1,3 раза, а негосударственных - в 2,8 раза.
В Центральном федеральном округе осуществляет образовательную деятельность уникальный научно-образовательный комплекс - федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова", деятельность которого регулируется отдельным федеральным законом.
В рамках развития сети национальных исследовательских университетов 14 высшим учебным заведениям Центрального федерального округа установлена категория "национальный исследовательский университет" (8 из них расположены в г.Москве).
Высшие учебные заведения Центрального федерального округа должны способствовать максимальной интеграции образовательной деятельности и стратегического развития территорий. Кроме того, должна осуществляться межвузовская интеграция.
Развитие системы образования Центрального федерального округа будет происходить на фоне интенсивного развития экономики и осложнения демографических процессов, а именно сокращения численности молодого населения и волнообразного изменения численности детей и подростков в 2010-2020 годах. В связи с этим в среднесрочной и долгосрочной перспективе стратегическими приоритетами развития системы образования станут продолжение политики социально ориентированного характера, поддержание системы доступного и высококачественного образования, в том числе обеспечение доступного дошкольного образования, повышение качества общего образования, сохранение уровня системы начального и среднего профессионального образования, высшего и дополнительного профессионального образования, а также продолжение компьютеризации и интернетизации образовательного процесса и развитие вариативности образовательных программ.
Направлениями развития образования являются:
совершенствование содержания и технологий образования в условиях введения и реализации федеральных государственных образовательных стандартов;
создание условий для социализации, социальной адаптации и формирования здорового образа жизни детей, подростков и молодежи, а также для обеспечения их безопасности;
развитие системы оценки и контроля качества образования и обеспечение публичной доступности ее результатов;
совершенствование сети и институциональной структуры системы образования;
развитие кадрового ресурса системы образования;
совершенствование экономических и организационно-управленческих механизмов системы образования;
развитие материально-технической базы образовательных учреждений.
Кроме того, необходимо развивать сферу дошкольного образования (в первую очередь обеспечить население местами в дошкольных учреждениях). Несмотря на ожидающееся сокращение численности воспитанников дошкольных учреждений, обеспеченность дошкольными учреждениями и их оснащенность недостаточны. Требуется увеличение количества мест на 15-20 процентов. От доступности и качества дошкольных учреждений в определенной степени зависит и уровень рождаемости. Морально и физически устаревшие дошкольные учреждения, замещаемые новыми объектами, могут переоборудоваться для нужд учреждений социальной защиты (обслуживание потребностей пожилых людей, численность которых увеличивается).
В долгосрочной перспективе структурное развитие сети общеобразовательных учреждений будет идти в направлении постепенного увеличения доли учреждений, предоставляющих образовательные услуги повышенного уровня (с углубленным изучением отдельных предметов). Другим стратегическим направлением развития общего образования также должно стать повышение его воспитательной функции - в условиях свободного гражданского общества школа наряду с семьей может и должна оказывать организующее воздействие на процесс формирования личности детей и подростков.
С целью постоянного повышения качества профессионального образования с учетом потребностей экономики (рынка труда) требуется проводить изменение содержания образовательных программ в учреждениях начального профессионального образования, средних специальных учебных заведениях и высших учебных заведениях.
Основными направлениями развития системы профессионального образования, которая в наибольшей степени представлена федеральными учреждениями, на период до 2020 года являются:
оптимизация сети учреждений профессионального образования;
создание образовательных учреждений профессионального образования, реализующих образовательные программы разного уровня;
подготовка высококвалифицированных рабочих кадров и специалистов, востребованных на рынке труда Центрального федерального округа в рамках дальнейшего развития и совершенствования производственно-образовательных комплексов;
организация системы общественной сертификации и контроля качества профессионального образования всех уровней с учетом потребностей рынка труда;
участие в разработке системы государственных образовательных (профессиональных) стандартов;
пропаганда через средства массовой информации специальностей (профессий), необходимых для развития экономики России;
развитие профессиональной ориентации школьников;
повышение мотивации к трудовой деятельности по профессиям, востребованным на рынке труда.
Развитие профессионального образования в Центральном федеральном округе направленно на наиболее полную увязку квалификации трудовых ресурсов и потребностей экономики округа и Российской Федерации в целом.