Центральный федеральный округ представляет собой центр культурно-познавательного и делового туризма страны, обладает значительным потенциалом для развития экологического туризма. Также развит круизный туризм, который неразрывно связан с культурно-познавательным туризмом. Ряд субъектов Российской Федерации, входящих в состав округа, располагают возможностями для развития сельского туризма.
Инфраструктуру Центрального федерального округа можно охарактеризовать как высокоразвитую, которая включает в себя практически весь спектр услуг, предоставляемых в туристической отрасли. Так, на территории округа действуют 517 музеев и 168 театров. Исторические и культурные особенности некоторых регионов северо-восточной части округа обусловливают высокие темпы развития туризма и способствуют активному росту рынка гостиничной недвижимости и торгово-развлекательной инфраструктуры. В настоящее время в рамках программы "Золотое кольцо России" на северо-востоке округа активно ведется строительство и реконструкция отелей. Однако, несмотря на это, округ испытывает дефицит гостиничных и других объектов туристско-рекреационного комплекса различных классов. По состоянию на сентябрь 2010 года в округе действуют около 2830 коллективных средств размещения, общий номерной фонд которых составляет примерно 184000 номеров, или 395000 койко-мест.
Туристический поток по итогам 2009 года составил около 10,4 млн. человек (из них 6,8 млн. человек являются российскими гражданами и 3,6 млн. человек - иностранными туристами).
Центральный федеральный округ является центром культурно-познавательного туризма страны. Кроме того, наиболее перспективными видами туризма в округе являются деловой, паломнический, событийный, круизный и яхтенный, экологический, сельский и активный туризм.
Основными регионами посещения с культурно-познавательными целями являются г.Москва, Владимирская, Костромская, Московская, Тверская, Тульская, Ярославская области.
Одним из самых популярных межрегиональных туристских экскурсионных маршрутов по древним историческим городам является "Золотое кольцо России".
Туры и экскурсии по "Золотому кольцу России" востребованы в любое время года, а достопримечательности исторических городов, входящих в этот маршрут, вызывают неизменный интерес.
Активно развивается паломнический туризм. Популярны маршруты по православным монастырям во Владимирской, Воронежской, Калужской, Костромской, Московской, Рязанской, Тверской, Ярославской и Смоленской областях.
Проводятся крупные международные выставки, посвященные различным отраслям экономики и сферам производства, научные конференции и ярмарки, которые собирают множество специалистов из-за рубежа и из России, являющихся потенциальными бизнес-туристами. Основной объем деловых поездок приходится на г.Москву.
Событийный туризм начал развиваться в России сравнительно недавно и пока недостаточно востребован. Среди событий, привлекающих туристов в Центральном федеральном округе, - культурные события, в частности Московский международный кинофестиваль, различные этнические праздники, а также крупные международные спортивные соревнования (Кубок Кремля по теннису, хоккейные турниры и футбольные матчи).
Круизный туризм развит в г.Москве, Ивановской, Костромской, Московской и Ярославской областях.
Климатические условия России позволяют ходить в плавание по речным маршрутам лишь несколько месяцев в году, с мая по октябрь.
Интерес к водным видам отдыха в России постоянно растет, все больше людей интересуются катерами и яхтами. Ежегодно проводится немало регат и одиночных гонок для судов различного класса.
В Центральном федеральном округе наиболее популярными водохранилищами для яхтинга являются Клязьминское, Пестовское, Пяловское, Иваньковское, Конаковское, Рыбинское, Горьковское, а также акватория Москвы-реки.
В Московской области расположено множество яхт-клубов, в основном на водохранилищах, связанных каналом им.Москвы. Здесь сосредоточено 80 процентов яхтинга, дальнейшее развитие которого начинает сдерживаться небольшими размерами водоемов и загруженностью водных путей.
Горнолыжные курорты ориентированы исключительно на начинающих горнолыжников. Горнолыжный туризм активно развивается в Центральном федеральном округе.
Современное состояние сельского туризма в Российской Федерации весьма скромное - пока лишь только некоторые субъекты Российской Федерации активно развивают это туристское направление.
Сельский туризм развивается во Владимирской, Ивановской, Московской, Тверской, Тульской и Ярославской областях.
Потенциал Центрального федерального округа для развития туризма огромен, в то же время он не используется в полной мере.
Основным сдерживающим фактором для развития туризма является изношенность туристской инфраструктуры.
Решение значительной части имеющихся проблем возможно в рамках реализации крупных инвестиционных проектов в туристско-рекреационной сфере Центрального федерального округа.
Механизмы содействия развитию туристско-рекреационного комплекса включают формирование системы финансовой поддержки, а также совершенствование транспортной и коммунальной инфраструктуры, формирование кадровой и информационной политики.
Создание системы прямой финансовой поддержки развития туристско-рекреационного комплекса связано с разработкой механизмов стимулирования предпринимательской активности в сфере туризма. Таким механизмом может стать разработка и внедрение системы кредитования предпринимателей без образования юридического лица на инвестиционные и текущие нужды, связанные с развитием туризма.
В целях развития въездного и внутреннего туризма предусматриваются разработка и внедрение механизмов конкурсного финансирования некоммерческих организаций, предлагающих культурно-исторические и познавательные туры для детей, молодежи и граждан, нуждающихся в государственной социальной помощи.
Важным направлением развития транспортной инфраструктуры является строительство дорог к ключевым объектам туристического показа, а также к центрам активного отдыха.
Необходимо сформировать систему подготовки кадров в сфере туризма на базе средних специальных и высших учебных заведений с особым вниманием к подготовке обслуживающего персонала.
Отдельным направлением станет рекламно-информационная и имиджевая политика. Повышение интереса в области туризма к Центральному федеральному округу на международном и внутреннем туристических рынках будет осуществляться посредством формирования брендов туристических продуктов с четким определением адресатов маркетинговой политики.
Для формирования и развития индустрии туризма в качестве значимой отрасли территориальной специализации в Центральном федеральном округе необходима государственная поддержка в решении таких отраслевых проблем, как: