Действующий

Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Центрального федерального округа на период до 2020 года (с изменениями на 26 декабря 2014 года)

11. Транспортные услуги и складские комплексы


По результатам 2008 года доля услуг транспорта и связи в валовом региональном продукте Центрального федерального округа составила 8,6 процента (общероссийский показатель - 9,8 процента). Наибольшую долю валового регионального продукта показала Ярославская область (17,3 процента) и Брянская область (15,1 процента), наименьшую - Липецкая область (5 процентов) и Белгородская область (6,1 процента).

Доля убыточных организаций в сфере транспорта в среднем по Центральному федеральному округу составила 33,3 процента (среднероссийский показатель - 35,2 процента). Наихудшая ситуация - в Ивановской (60 процентов) и Костромской (51,7 процента) областях, наилучшая - в Курской (21,2 процента) и Тульской (24 процента) областях.

За 2008 год тарифы на грузовые перевозки в округе выросли в среднем на 23,8 процента (по России в целом - на 32,3 процента), на пассажирские - на 20,4 процента (по России в целом - на 22,5 процента).

Центральный федеральный округ характеризуется высокой плотностью автомобильных дорог, по которым в 2008 году было перевезено 442,6 млн. тонн груза.

Выгодное географическое положение Центрального федерального округа создает условия для организации высокоэффективных транзитных автотранспортных коридоров как в направлении север-юг, так и в направлении запад-восток.

Существующая автодорожная инфраструктура Центрального федерального округа ограничена по пропускной способности и придорожному сервису. Стихийная парковка грузовых автомобилей, автобусов и легкового транспорта на обочинах дорог создает предпосылки для увеличения аварийности на дорогах, роста преступности и нарушения санитарных норм.

Одним из решений этой проблемы должно стать создание на федеральных трассах развитой сети крупных сервисных автозаправочных станций, способных оказывать услуги не только по продаже автомобильного топлива и сопутствующих товаров, но также обеспечивать условия для безопасного и полноценного отдыха автоперевозчиков и водителей частного автотранспорта. Решение этой задачи требует скоординированных усилий федеральных органов исполнительной власти, а также крупных частных компаний, заинтересованных в развитии транспортной инфраструктуры.

Назрела необходимость более четкого регулирования перевозок автомобильным транспортом тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения.

Территория Центрального федерального округа обслуживается Московской, Юго-Восточной, Октябрьской, Северной, Горьковской и Куйбышевской железными дорогами. В 2008 году железнодорожным транспортом общего пользования было перевезено 198,7 млн. тонн грузов собственного отправления, что на 8,6 процента меньше, чем в 2007 году. Объем отправления грузов по этим дорогам в 2009 году снизился по сравнению с уровнем 2008 года на 19 процентов и составил 195 млн. тонн. В структуре объема отправления грузов наибольшую долю занимали минеральные строительные материалы, рудные и нефтяные грузы. Объем прибытия грузов по указанным железным дорогам в 2009 году снизился по сравнению с уровнем 2008 года на 25 процентов и составил 233 млн. тонн. В структуре объема прибытия грузов наибольшую долю занимали минеральные строительные материалы, уголь и рудные грузы.

До 2020 года предусматривается увеличение объемов отправления и прибытия грузов по указанным железным дорогам до уровня около 280 и 351 млн. тонн соответственно.

Более высокий уровень благосостояния населения, развитие предпринимательства в Центральном федеральном округе и его географическая близость к европейским странам делает округ привлекательным для авиатуризма и развития малой авиации. С этой целью предусматривается разработка и внедрение комплекса мероприятий, направленных на смягчение существующих ограничений на полеты, соответствующей аэродромной и авиадиспетчерской инфраструктуры, создание центров по обучению пилотированию в соответствии с международными стандартами, а также условий по обеспечению качественным авиатопливом.

Успешному решению этой задачи также способствует наличие высокоразвитой промышленной базы макрорегиона, которая позволяет развивать производство высокотехнологичных малых летательных аппаратов.

Для развития авиационного транспорта будут разработаны мероприятия по совершенствованию принципов содержания и реконструкции аэродромов совместного базирования.

Важнейшей задачей транспортной политики является развитие внутреннего водного транспорта, его инфраструктуры и внутренних водных путей на основе использования прогрессивных технологий. Развитие водного транспорта будет способствовать переносу части грузооборота и перевозок пассажиров с автомобильных и железнодорожных дорог на внутренние водные пути, расширению туристических и пассажирских перевозок, что позволит снизить нагрузку на уже имеющуюся инфраструктуру.

Обеспечение эффективной работы таможенных органов в приграничных субъектах Российской Федерации требует создания современной таможенной инфраструктуры и социальной сферы. Планируется размещение в Центральном федеральном округе на расстоянии до 30 километров от государственной границы Российской Федерации таможенно-логистических терминалов в следующих субъектах Российской Федерации, входящих в состав округа:

в Белгородской области - Грайворонский, Нехотеевский и Шебекинский терминалы;

в Курской области - Крупецкий и Суджанский терминалы;

в Брянской области - Троебортновский, Новоюрковичский и Погарский терминалы;

в Смоленской области - Руднянский и Красный терминалы;

в Воронежской области - Бугаевский терминал.

Разработка федеральной целевой программы, касающейся таможни на границе, создаст объективные условия для комплексного развития приграничных районов Российской Федерации, повысит доходы субъектов Российской Федерации за счет налоговых поступлений от построенных таможенно-логистических терминалов и сопутствующей инфраструктуры, что будет способствовать повышению инвестиционной привлекательности Центрального федерального округа и повлечет развитие транспортно-логистической и социальной инфраструктуры.

Строительство таможенно-логистических терминалов предполагается осуществить бизнес-сообществом с использованием механизмов государственно-частного партнерства.

Одним из направлений развития сферы транспортных услуг является создание и обустройство логистических центров, в особенности мультимодальных, что позволит не только увеличить объем услуг, оказываемых в этой сфере (за счет обеспечения координации работы всех видов транспорта при выполнении грузовых перевозок), но и разгрузить Московский транспортный узел. Ключевыми проектами этого направления являются:

создание приграничной транспортно-логистической зоны в Белгородском районе Белгородской области, основной специализацией которой станут авиационные перевозки пассажиров и грузов из гг.Белгорода и Харькова и приграничных территорий (восточной Украины и юго-западной части России), а также интеграция в международные транспортные системы. Основой этой зоны станет международный аэропорт, выполняющий функцию крупного транспортного узла;

строительство в Белгородской области таможенно-логистических терминалов в непосредственной близости к международным автомобильным пунктам пропуска Нехотеевка и Шебекино, а также создание сервисных зон для участников внешнеэкономической деятельности;

создание на севере Калужской области транспортно-логистического центра "сухой порт". Строительство этого объекта позволит удовлетворить потребность в обработке грузов всей Калужской области, а также играть роль распределительного центра при осуществлении транзита через г.Москву в направлении запад - восток. Этому будет способствовать также расширение существующей инфраструктуры и работы Обнинского логистического центра и грузового парка "Росва" в Калужской области;

создание мультимодального транспортно-логистического комплекса "Западные ворота России" в Смоленском районе (северо-восточнее г.Смоленска), находящегося на пересечении глобальных транспортных коридоров Восток - Запад и Север - Юг. Основной функцией его будет обработка автомобильных, железнодорожных и авиационных грузов;

строительство логистического терминала в Краснинском районе Смоленской области, находящегося на линии транспортного коридора, соединяющего Россию и Западную Европу;