Действующий

Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Центрального федерального округа на период до 2020 года (с изменениями на 26 декабря 2014 года)

10. Агропромышленный и рыбохозяйственный комплексы


Агропромышленный комплекс является одной из базовых отраслей народного хозяйства Центрального федерального округа. В 2009 году на долю округа приходилось 22,4 процента (или 565 млрд. рублей) общего объема производства продукции сельского хозяйства Российской Федерации. Сельское хозяйство округа занимает 3-е место в России, доля которого в суммарном валовом региональном продукте составляет 2,3 процента. Наибольшая доля в производстве продукции сельского хозяйства округа принадлежит Белгородской, Московской, Воронежской, Липецкой, Курской и Тамбовской областям.

Численность сельского населения округа - 7 млн. человек. С 1990 по 2010 год доля сельского населения снизилась на 2,8 процента. В сельскохозяйственном производстве занято свыше 1,3 млн. человек (18,9 процента - сельское население). Уровень заработной платы и уровень жизни сельского населения крайне низкие.

В Центральном федеральном округе на 1 жителя приходится 0,38 гектара посевных площадей, на 1 занятого в сельском хозяйстве - 10,7 гектара. Валовой сбор зерна в расчете на 1 человека составляет 0,58 тонны, на 1 занятого в сельском хозяйстве - 16,3 тонны.

В Центральном федеральном округе насчитывается 40,5 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей, 7,4 тыс. крупных и средних сельскохозяйственных предприятий и 5 тыс. малых предприятий.

Посевные площади всех сельскохозяйственных культур с 1990 по 2009 год сократились на 40 процентов, в том числе посевные площади зерновых культур - на 32,5 процента, сахарной свеклы - на 50 процентов, льна-долгунца - на 91 процент, картофеля - на 41 процент. В то же время посевные площади подсолнечника увеличились на 62,6 процента, посевные площади овощей остались на уровне 1990 года.

Поголовье крупного рогатого скота с 1990 по 2009 год сократилось более чем в 4 раза. Центральный федеральный округ занимает 3-е место в России по количеству крупного рогатого скота. Поголовье свиней уменьшилось в 2 раза. Тем не менее округ занимает 1-е место в стране по количеству свиней в хозяйствах всех категорий. Поголовье овец и коз снизилось более чем в 6 раз.

На долю округа приходится 18,3 процента молока, производимого в России, и 16,5 процента объема производства крупного рогатого скота на убой в живом весе (соответственно 2-е и 3-е места среди округов России).

В 2009 году в Центральном федеральном округе производство скота и птицы на убой (в живом весе) составило 2632,2 тыс. тонн, что на 12,4 процента выше уровня 2008 года, молока - 6004,2 тыс. тонн, что на 2,7 процента меньше уровня 2008 года.

В последнее время одной из самых быстро развивающихся подотраслей животноводства является свиноводство. Поголовье свиней в округе в 2009 году увеличилось на 17,3 процента по отношению к уровню 2008 года, производство на убой (в живом весе) - на 24,3 процента и составило 803 тыс. тонн.

За соответствующий период поголовье птицы увеличилось на 9,1 процента, производство на убой (в живом весе) - на 15,3 процента и составило 1275,3 тыс. тонн.

Успешно развивается пчеловодство. По производству меда Центральный федеральный округ занимает 2-е место (17,8 процента) среди округов России.

С учетом рациональной нормы потребления Центральный федеральный округ не в полной мере обеспечивает себя мясом, молокопродуктами, яйцом и хлебопродуктами за счет собственного производства. Из других субъектов Российской Федерации и из-за рубежа ввозится около 60 процентов потребляемого мяса и мясопродуктов, 27 процентов молока и молочных продуктов, 16 процентов яиц. Полностью удовлетворяется потребность в растительном масле, сахаре и картофеле.

Приоритетом развития агропромышленного комплекса является обеспечение потребностей населения в доступных и высококачественных отечественных продуктах питания, устойчивое развитие сельских территорий, повышение занятости и уровня жизни сельского населения.

Основным принципом развития агропромышленного комплекса является переход на индустриальный способ ведения сельского хозяйства, основой которого является возрастающая энерговооруженность производства. В настоящее время до 70 процентов сельскохозяйственной техники имеют сверхнормативный срок службы и подлежат замене.

Государственная финансовая поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей совместно с частным бизнесом, диверсифицирующим свои активы в агропромышленном комплексе, создает возможность для внедрения и увеличения в агропромышленном производстве высокопроизводительной техники и других современных средств и методов производства.

Для достижения мирового уровня в развитии транспортной инфраструктуры и логистики, информационно-аналитического обеспечения необходимо привлечение инвестиций, которые являются одним из наиболее эффективных инструментов ускорения экономического роста, развития новых рынков, формирования новых возможностей для повышения деловой и социальной активности в обществе, в частности в сельском хозяйстве.

Развитие сельского хозяйства во многом зависит и от уровня профессиональной подготовки населения, работающего в этой сфере.

В настоящее время доля инженерно-технического персонала с высшим профессиональным образованием не достигает 30 процентов. Удельный вес молодежи в составе инженерно-технических служб составляет менее 7 процентов.

Таким образом, требуется увеличение на селе доли инженерно-технического персонала с высшим и средним профессиональным образованием, в том числе за счет привлечения молодых специалистов, для обслуживания парка современной высокопроизводительной техники мирового уровня, позволяющей внедрять научно обоснованные ресурсосберегающие технологии.

Принимаемые меры государственной поддержки, направленные на повышение конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, в том числе на повышение доступности кредитов посредством предоставления субсидий, содействие сельскохозяйственным товаропроизводителям в приобретении материальных ресурсов (минеральных удобрений, электрической энергии, горюче-смазочных материалов), проведение государственных закупочных и товарных интервенций, осуществление мониторинга цен основных видов сельскохозяйственной продукции, способствуют сокращению издержек производства и росту прибыльности сельскохозяйственных организаций. Однако рост цен на материально-технические ресурсы, потребляемые в сельском хозяйстве, остается фактором, оказывающим негативное воздействие на его состояние.

Приоритетными направлениями развития сельского хозяйства на дальнейшую перспективу станет развитие молочного скотоводства, мясного скотоводства, птицеводства, зернового рынка, пчеловодства, производства льна, пищевой и перерабатывающей промышленности.

До 2020 года необходимо увеличение производства всех основных видов молочных продуктов. Дополнительная потребность в молочном сырье к 2020 году составит до 3 млн. тонн.

В перспективе особенно в областях, граничащих с Московской областью, основное производство молока может быть сосредоточено на крупных фермах (с поголовьем 600-1200 коров), входящих в состав холдингов. При этом модернизация ферм будет происходить путем реконструкции существующих производственных площадей в бывших совхозах и колхозах, а также путем нового строительства ферм с использованием современных технологий содержания скота, что соответствует имеющимся в хозяйствах земельным площадям для производства требуемого количества кормов.

Для решения кормовой проблемы необходимо увеличение производства бобовых культур за счет внедрения новых селекционных сортов сои, рапса и других высокобелковых культур, адаптированных к климатическим условиям различных субъектов Российской Федерации, входящих в состав Центрального федерального округа, а также повышение сохранности заготавливаемых кормов на основе строительства и использования специальных хранилищ, обеспечение устойчивого функционирования агроландшафтов, прекращение деградации пастбищ и снижения плодородия почв.

Государственная политика в части мясного скотоводства будет ориентирована на активное проведение организационных и экономических изменений, содействующих повышению эффективности деятельности организаций и предприятий по производству конкурентоспособных мясных продуктов. Особое внимание будет уделено разработке и реализации механизмов, повышающих инвестиционную привлекательность выращивания и откорма молодняка крупного рогатого скота.

В настоящее время Центральный федеральный округ располагает возможностями увеличить производство говядины к 2015 году в 2 раза (относительно уровня 2008 года), а к 2020 году - почти в 3 раза.

В ближайшее 10-летие основным источником получения говядины будет откормочный контингент из молочных стад.

Прогнозируется к 2020 году довести поголовье мясного скота в округе до 100 тыс. голов, увеличить производство свинины до 800 тыс. тонн.