В качестве возможных сценариев социального и экономического развития Центрального федерального округа рассматриваются эволюционный (инерционный), инвестиционный, партнерский, комплексный и базовый сценарии.
При эволюционном (инерционном) сценарии осуществляется прямое пролонгирование основных параметров социально-экономического развития Центрального федерального округа, имеющих место в ретроспективе. Очевидно, что этот сценарий предпочтителен в том случае, если на протяжении достаточно длительного периода времени имела место устойчивая позитивная динамика социально-экономического развития округа по всем основным рассматриваемым в настоящей Стратегии направлениям. В этом случае сохраняются приоритеты развития, пропорции ресурсного обеспечения различных мер, а также состав применяемых механизмов и институтов.
Традиционными преимуществами такого сценария являются отработанность механизмов поддержки, наличие сложившейся системы управления и снижение издержек управления, а также получение заметного эффекта в ближнесрочной перспективе.
К возможным рискам этого сценария относятся снижение эффективности производства, вытеснение частных инвестиций, сохранение круга активных субъектов социально-экономического и инновационного развития, исчерпание ресурсного или технологического потенциала, сужение базы для долгосрочного развития. Критическим параметром является исчерпание потенциала трудовых ресурсов Центрального федерального округа.
Такой сценарий не применим в силу того, что главное условие - наличие устойчивой позитивной динамики социально-экономического развития по основным направлениям не соблюдается.
При инвестиционном сценарии осуществляется преимущественное развитие инфраструктурной базы Центрального федерального округа, в том числе развитие инфраструктурного потенциала для долгосрочного развития, повышение инвестиционной привлекательности, формирование институтов развития в социально-экономической сфере и реализация отдельных прорывных направлений научно-технического развития.
Возможными рисками этого сценария являются некорректность выбора направлений инвестиций, замораживание вложенных средств и неэффективность использования нового инфраструктурного потенциала.
При партнерском сценарии осуществляется развитие механизмов государственно-частного партнерства, привлечение новых инвесторов, частного бизнеса к участию в реализации настоящей Стратегии в сочетании с усилением их роли в выработке и принятии решений.
Преимуществами этого сценария являются расширение круга инвестиционно-активных компаний, рост внебюджетного софинансирования, усиление координации стратегических мероприятий и рациональность выбора направлений развития.
Рисками являются размывание приоритетов развития, смещение целей субъектов реализации настоящей Стратегии к ближней перспективе (2-3 года), рост финансовых и временных издержек управления реализацией настоящей Стратегии.
Комплексный сценарий включает элементы указанных сценариев.
При реализации такого подхода риски носят исключительно системный характер.
На основе проведенного анализа социально-экономического состояния Центрального федерального округа и основных тенденций его развития с учетом инновационного сценария Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р, комплексный сценарий наиболее полно использует конкурентные преимущества субъектов Российской Федерации, входящих в состав округа, и в дальнейшем рассматривается в качестве базового сценария.
Базовый сценарий предусматривает:
модернизацию социальной инфраструктуры, включая образование, здравоохранение, социальную защиту, культуру, физическую культуру и спорт, жилищный сектор, обеспечивающей формирование комфортных условий жизни населения и определяющей качество человеческого капитала;
рост производительности труда, который позволит приблизить доходы граждан к уровню развитых стран;
модернизацию инфраструктурных отраслей, направленную на преодоление ограничений развития экономики и создание условий для ускоренного экономического развития Центрального федерального округа;
масштабное технологическое обновление и модернизацию производств;
развитие новых секторов экономики, обеспечивающих производство продукции с высокой долей добавленной стоимости;
создание условий для развития предприятий инновационной направленности, обслуживающих нужды высокотехнологичных секторов экономики и проектов развития;
создание и развитие наукоградов, инновационно-производственных центров, технопарков, образовательных и научных центров;
ускоренное развитие институтов, обеспечивающих защиту прав собственности, усиление конкурентности рынков, снижение инвестиционных и предпринимательских рисков, административных барьеров, повышение качества государственных услуг и развитие государственно-частного партнерства.
Экономическое развитие Центрального федерального округа до 2020 года осуществляется в 2 этапа.
Первый этап (2011-2015 годы) предусматривает:
модернизацию транспортной и энергетической инфраструктуры;
модернизацию промышленности и индустриализацию сельского хозяйства;
интеграцию информационных и производственных технологий, развитие систем контроля качества, ориентацию продукции на требования конкретного потребителя и усиление обслуживающего сектора;
внедрение природосберегающих технологий и восстановление нарушенной природы;