На территории Центрального федерального округа представлены предприятия тяжелого, среднего и точного машиностроения. Завершается консолидация активов транспортного машиностроения и авиастроения. Высокими темпами развивается автомобилестроение в формате сборочных производств зарубежных компаний.
В сегментах приборостроения и радиоэлектронной промышленности более одной третьей предприятий остаются убыточными, в то же время этими предприятиями производится почти три четверти научно-технической продукции Российской Федерации.
Развитие машиностроительных отраслей будет опираться в первую очередь на потребности конечных потребителей их продукции и осуществляться на принципах высокотехнологичности и инновационности. Основными приоритетами на этом направлении являются:
модернизация производственного, конструкторского и научно-исследовательского потенциала машиностроительного комплекса;
создание эффективных систем продаж и технического обслуживания, обеспечивающих рост доходов организаций машиностроительного комплекса;
преодоление технологического отставания российской машиностроительной отрасли и обеспечение ее эффективного участия в международной технологической интеграции.
Развитие отрасли тяжелого машиностроения предусматривается на базе уже существующих производственных мощностей путем их технологического обновления, совершенствования и расширения, а также обеспечения перспективных потребностей горно-металлургического комплекса, в том числе развития металлургического машиностроения, как базовой составляющей тяжелого машиностроения.
На территории Центрального федерального округа предусмотрено дальнейшее развитие производства следующих видов продукции машиностроения:
кузнечно-прессовое оборудование - в Воронежской, Московской, Рязанской и Тверской областях;
буровое оборудование - в Костромской области;
подъемно-транспортное оборудование - в Московской, Тульской, Тверской и Костромской областях;
металлургическое оборудование - в Воронежской и Московской областях;
горнорудное оборудование - в Белгородской и Тульской областях;
нефтехимическое оборудование - в Московской области;
крупногабаритное оборудование для атомной, энергетической, химической и нефтегазовой промышленности - в Тамбовской области;
производство грузовых магистральных тепловозов и судовых дизелей - в Брянской области;
производство и ремонт дорожно-строительной и сельскохозяйственной техники - в Орловской, Брянской и Ярославской областях;
производство электронного и электротехнического оборудования для автомобильного транспорта - в Брянской и Тверской областях;
производство пассажирских железнодорожных вагонов - в Смоленской и Тверской областях.
Растущие объемы заказов на строительную технику со стороны строительных организаций и перспективы значительного расширения объемов автодорожного строительства являются важными факторами, способствующими расширению рынка продукции транспортного машиностроения.
За прошедшие годы российскими предприятиями был освоен выпуск практически всех необходимых для транспортных организаций видов продукции. Из новых разработок наилучшие перспективы на рынке имеет электровоз постоянного тока ЭП2К Коломенского завода и грузовой магистральный двухсекционный тепловоз 2ТЭ25А "Витязь" Брянского машиностроительного завода.
Базисом формирования кластера транспортного машиностроения, производства дорожно-строительной и сельскохозяйственной техники станут заводы Брянской области. Значительные средства будут направляться в производство тепловозов, судовых дизелей, вагонов, автогрейдеров и комплектующих изделий к ним.
В Смоленской области налажено производство вагонов на Рославльском вагоноремонтном заводе.
В Тверской области на Тверском вагоностроительном заводе, производящем более 90 процентов пассажирских вагонов России, освоено производство купейных и плацкартных пассажирских вагонов, соответствующих мировым требованиям, и готовится совместно с немецкими партнерами производство двухэтажных вагонов, способных развивать скорость до 250 километров в час.
В силу высокой концентрации научно-технического потенциала получат более высокие темпы развития, чем в среднем по стране, наукоемкие производства на основе интеграции предприятий машиностроения. Эти процессы будут осуществляться с использованием механизмов государственно-частного партнерства.
Машиностроение нуждается в ускоренном трансфере технологий, который необходимо превратить в непрерывный процесс. Для содействия модернизации предприятий и приобретения высокотехнологичного оборудования будут развиваться механизмы государственной поддержки, в том числе путем субсидирования части процентной ставки по кредитам предприятий на обновление производственной базы.
Получили развитие процессы создания индустриальных парков, обеспеченных необходимой инфраструктурой, имеющих привлекательное географическое положение и удобных для размещения производственных предприятий, в том числе машиностроительного профиля.
Важную роль в развитии машиностроительной отрасли, особенно тяжелого машиностроения и авиастроения, играет увеличение государственного заказа, в том числе государственного оборонного заказа. В этой сфере предстоит реализовать направления по оптимизации ценовой политики и совершенствования схем расчетов с производителями, так как существующая практика приводит к тому, что государственные контракты зачастую оказываются для них убыточными.