Конкурентными преимуществами Центрального федерального округа являются экономическая и социальная освоенность территории, экономико-географическое положение (место прохождения важнейших транспортных магистралей), мощная научно-интеллектуальная база, диверсифицированная экономика макрорегиона, наличие привлекательных туристических активов, близость к крупнейшим мировым рынкам, налаженные внешнеэкономические связи, высокий уровень жизни и миграционная притягательность.
Ключевыми внешними факторами социально-экономического развития Центрального федерального округа являются:
низкая конкурентоспособность обрабатывающей промышленности за пределами России, слабое участие в международном разделении труда, за исключением продукции отдельных предприятий, в основном оборонно-промышленного комплекса;
высокая зависимость от импорта продовольствия, сырья и комплектующих, машин и оборудования, товаров повседневного и длительного пользования;
зависимость от колебаний цен на продукцию топливно-энергетического комплекса и сырьевые товары на мировых рынках;
зависимость энергогенерирующих предприятий от поставок топлива из других субъектов Российской Федерации;
высокая степень кооперации экономики округа с другими субъектами Российской Федерации;
быстрые изменения климата и связанные с этим негативные погодные (гидрометеорологические) явления.
Ключевыми внутренними факторами социально-экономического развития Центрального федерального округа являются:
доминирующее положение в округе Московского региона (почти 80 процентов суммарного валового регионального продукта округа);
существенные диспропорции в социально-экономическом развитии регионов округа;
высокий уровень временной (маятниковой) трудовой миграции между субъектами Российской Федерации, входящими в состав округа;
кризисные демографические явления, долговременная тенденция естественного снижения трудовых ресурсов;
наличие единой энергосистемы с развитой системой перетока мощности между субъектами Российской Федерации, входящими в состав округа;
наличие разветвленной транспортной инфраструктуры.