В целях реализации Стратегии используются следующие механизмы:
законодательная и институциональная инициатива, направленная на приоритетное развитие межрегиональных проектов, интеграцию социально-экономического пространства округа с концентрацией на этом направлении ресурсов бюджетов всех уровней;
федеральные целевые программы, региональные и муниципальные программы, а также программы крупных компаний, направленные на комплексное развитие территории Южного федерального округа;
государственно-частное партнерство, в том числе с привлечением средств Инвестиционного фонда Российской Федерации и других институтов развития при осуществлении крупных инфраструктурных инвестиционных проектов с использованием концессионных соглашений в сфере дорожного строительства, недропользования и туристско-рекреационного комплекса;
социальное партнерство в его различных формах;
поддержка развития кластеров;
создание особого института развития на уровне округа, учитывающего его специфику. Таким институциональным механизмом может стать межрегиональная корпорация развития Южного федерального округа, основное назначение которой должно состоять в разработке и осуществлении эффективных способов и мер мобилизации ресурсов всех отраслей бюджетной и внебюджетной сферы на приоритетных направлениях развития, а также в выстраивании эффективной системы взаимоотношений между органами государственной власти всех уровней, инвесторами, собственниками, населением и финансовым сектором территории. Такая корпорация развития может быть создана в форме открытого акционерного общества с участием в ее капитале субъектов Российской Федерации, входящих в состав округа, а также крупных стратегических инвесторов, заинтересованных в комплексном развитии территории округа;
формирование устойчивого территориального каркаса существующих и новых центров инновационного экономического роста на основе многополярного подхода. Экономические центры федерального уровня значимости будут формировать вокруг себя территории, обладающие потенциалом ускоренного развития относительно окружающей территории в долгосрочной перспективе (зоны опережающего развития), в рамках которых будет идти ускоренное развитие базовых и перспективных отраслей, инфраструктуры федерального уровня и территориально-промышленных кластеров.
Основой механизмов реализации Стратегии является рациональное сочетание федеральных, региональных и отраслевых интересов с положениями стратегических документов социально-экономического развития Российской Федерации.
Механизмы реализации Стратегии предусматривают, что инвестиционные проекты и мероприятия, отраженные в Стратегии, не являются источником возникновения дополнительных расходных обязательств федерального бюджета и являются ориентиром для реализуемых на территории Южного федерального округа государственных программ, инвестиционных программ субъектов естественных монополий федерального значения на среднесрочную и долгосрочную перспективу.
Реализации Стратегии будет способствовать комплекс мер, направленный:
на определение текущих и будущих конкурентных преимуществ округа во внутристрановом и международном разделении труда;
на создание положительного образа (бренда) региона на внутрироссийском и международном уровнях;
на координацию кластерной политики, стимулирование развития региональных и локальных кластеров, поощрение развития кластерных инициатив;
на развитие морской деятельности в округе, в том числе посредством обеспечения комплексного подхода к планированию развития приморских территорий и прибрежных акваторий региона;
на поощрение производства наукоемкой продукции;
на формирование региональной инновационной системы;
на привлечение крупных российских и иностранных компаний в округ для создания новых рабочих мест и обмена технологиями и менеджментом с региональными предприятиями.
Организационные меры по реализации Стратегии включают в себя:
поддержку институтов государственно-частного партнерства, венчурного финансирования и особых экономических зон;
создание и поддержку экспериментальных площадок, опытных полигонов для совместной с зарубежными и российскими партнерами отработки и внедрения новых технологий и передового опыта в различных отраслях экономики и социальной сферы (образовательного процесса, системы социального обслуживания, модернизации жилищно-коммунального хозяйства и др.). В результате реализации указанных мер в округе будет создана инновационная система, интегрирующая систему научных исследований и разработок, высшее образование, инжиниринговый бизнес, инновационную инфраструктуру, институты рынка интеллектуальной собственности и механизмы стимулирования инноваций;
государственную поддержку малого бизнеса, осуществляемую посредством институтов развития, расширение перечня предоставляемых государственными и муниципальными органами услуг предпринимателям, реализацию специальных программ поддержки конкурентоспособных, экспортно ориентированных проектов, поддержку институтов микрофинансирования, формирование оптимальных требований к коммерческим банкам, осуществляющим кредитование субъектов малого предпринимательства.
Меры правового характера по реализации Стратегии включают в себя:
проведение мониторинга законодательства субъектов Российской Федерации и разработку нормативных правовых актов органов власти субъектов Российской Федерации, направленных на создание в округе благоприятных условий для осуществления хозяйственной деятельности, привлечения инвестиций, развития государственно-частного партнерства и стимулирования инновационной деятельности;
разработку и реализацию программ комплексного развития приморских территорий и прибрежных акваторий в качестве самостоятельного компонента комплексных стратегий и программ социально-экономического развития приморских субъектов Российской Федерации, входящих в состав Южного федерального округа, и программ развития приморских муниципальных образований;
разработку согласованных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, стимулирующих туристическую деятельность в преддверии ХХII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр в г.Сочи и обеспечение эффективной загрузки инфраструктуры после их проведения;
создание правовых и институциональных условий для развития инфраструктурного комплекса, жилищного строительства и реформирования жилищно-коммунального комплекса, включая развитие эффективной транспортной инфраструктуры округа посредством принятия и реализации программ дорожного строительства, внедрение новых, ипотечных форм жилищного строительства и формирование с этой целью нормативной правовой базы, направленной прежде всего на повышение доверия между всеми участниками процесса - гражданином, работодателем, банком и строительной компанией - продавцом жилья, повышение качества условий проживания и предоставления услуг, в том числе путем объединения собственников жилья в товарищества, увеличения доли частных управляющих компаний, а также повышения взаимной ответственности всех участников жилищно-коммунальных отношений;
создание условий, обеспечивающих модернизацию социального комплекса округа (учреждений образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты), укрепление сельской экономики и социальной сферы, смягчение экологических проблем с учетом специфических особенностей территорий, подготовку нормативной правовой базы для создания и развития социально ориентированных некоммерческих организаций, содействие развитию системы подготовки высококвалифицированных кадров в области металлургии, фармацевтической промышленности, производства строительных материалов и туризма, информатизацию образовательного процесса, укрепление межведомственного взаимодействия и государственно-частного партнерства для максимального соответствия системы образования потребностям регионального рынка труда, обеспечение доступности и качества медицинской помощи, сохранение и развитие накопленного культурного и духовного потенциала округа.
Меры финансового характера по реализации Стратегии включают в себя: