Действующий

Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Южного федерального округа на период до 2020 года (с изменениями на 26 декабря 2014 года)

14. Формирование благоприятной среды для развития малого и среднего предпринимательства

Регионы Южного федерального округа существенно различаются по уровню развития малого и среднего предпринимательства. Показатели лидеров - Краснодарского края и Ростовской области, как правило, выше среднероссийских, сопоставимы с Московской областью, в которой имеются благоприятные факторы для развития малого и среднего бизнеса. Например, в 2008 году удельный вес фирм среднего размера составил в Краснодарском крае 4 процента, в Ростовской области 3,2 процента, фирм малого бизнеса соответственно 3,1 и 2,5 процента, микропредприятий - 3,3 и 2,5 процента. Очень активны в Южном федеральном округе индивидуальные предприниматели розничной торговли.

С другой стороны, Астраханская область, Республика Адыгея и Республика Калмыкия характеризуются низкими уровнями развития легального предпринимательства (среднего, малого и микро). Волгоградская область занимает средние позиции.

Важнейшее направление государственной поддержки предпринимательства состоит в укреплении взаимодействия, сотрудничества малых и средних фирм, малых и крупных предприятий Южного федерального округа для эффективного доступа к новым технологиям, распределении рисков в различных формах совместной экономической деятельности, совместного выхода на внешние рынки, организации совместных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, совместного использования знаний и основных фондов, ускорения процессов обучения за счет концентрации и контактов специалистов мирового уровня. Зарубежный опыт показывает, что инновационные фирмы всегда более активны в межфирменной кооперации. Сети малых и средних фирм станут ключевыми участниками возникающих новых экономических кластеров и новых промышленных районов Южного федерального округа.

Для поддержания устойчивого экономического роста в Южном федеральном округе численность занятых в малом и среднем бизнесе должна вырасти в 2020 году более чем в 4 раза (к уровню 2008-2009 годов) и составить чуть менее половины всех занятых в экономике (в 2008 году - около 10 процентов). Темпы развития малых и средних предприятий в округе будут опережать темпы, предусмотренные проектом "Развитие малого и среднего предпринимательства": количество малых и средних предприятий на 1 тыс. человек в 2012-2015 годы составит 20 (по Российской Федерации - 17), доля валового внутреннего продукта, созданная на предприятиях малого и среднего бизнеса - 30-40 процентов (по России - 25-35 процентов); в 2016-2020 годы количество малых и средних предприятий на 1 тыс. человек составит 22 (по России - 20), а доля валового внутреннего продукта, созданная на предприятиях малого и среднего бизнеса, увеличится до 45 процентов (по России - до 40 процентов).

Для достижения этих показателей необходимо продолжить применение программно-целевого подхода к реализации полномочий на местном уровне, в том числе за счет софинансирования муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства из региональных и федерального бюджетов, повышения прозрачности государственных и муниципальных услуг путем их оперативного перевода в электронный вид, развития системы многофункциональных центров, развитие сети инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, в том числе способствующей расширению доступа к финансовой, имущественной, информационной, образовательной, консультационной поддержке, устранению административных барьеров, защите прав и законных интересов малого и среднего предпринимательства.

Специфика мер поддержки предпринимательства в Южном федеральном округе заключается в активной работе на местном уровне по увеличению доступности земельных участков путем повышения прозрачности этой процедуры, создания системы, информирующей о наличии участков и производственных площадей, и других мер.

Содействие предпринимательству в крупных агломерациях и отдаленных сельских районах неизбежно будет дифференцировано. В первом случае усилия будут направлены на существенное повышение доли малого и среднего бизнеса (нефтегазосервисных компаний, экологических служб, геологоразведки и др.) в выпуске инновационной и высокотехнологичной продукции (до 6 раз), а также в производстве услуг в базовых секторах экономики. Для этого будут созданы десятки новых технопарков и бизнес-инкубаторов различной специализации, реализована специальная политика по поддержке малого и среднего бизнеса по всей структуре кластеров - в производстве, системе поставок, среди потребителей.

Для поддержки начинающих малых инновационных компаний будут инициированы грантовые программы при высших учебных заведениях округа. Действующим инновационным компаниям будут предоставляться субсидии на компенсацию затрат по разработке новых продуктов, услуг и методов их производства (передачи), а также новых производственных процессов, приобретение машин и оборудования, связанных с технологическими инновациями, приобретение новых технологий.

Специальные меры поддержки будут направлены на создание условий для развития экспортного потенциала малых предприятий, в том числе путем разработки программ поддержки конкурентоспособных и экспортно-ориентированных проектов.

Значительные усилия будут сосредоточены на стимулировании кооперации крупного, среднего и малого бизнеса (за счет проведения конференций поставщиков в приоритетных кластерах, выставок и ярмарок, развития отраслевых и кластерных бизнес-ассоциаций и бирж субконтрактации) и обеспечении интеграции малого бизнеса с образовательными учреждениями (проведение семинаров, включение представителей бизнеса в дипломные и аттестационные комиссии, организация практики на предприятиях малого и среднего бизнеса).

В отдаленных сельских районах округа приоритетными мерами станут стимулирование развития малого промышленного производства в сфере пищевой, легкой промышленности, деревообработки, строительства, мелкосерийного и мелкотоварного машиностроения, транспорта и логистики, упаковки, розничной торговли, развитие системы кредитной кооперации и микрофинансирования, формирование консалтинговой и производственной инфраструктуры, информационно-образовательная поддержка.

Необходимым условием оздоровления экономики Южного федерального округа, способствующим снижению цен и повышению качества продукции и услуг, является обеспечение состязательности всех участников рынка, всемерное развитие конкуренции. Разработанные и утвержденные в субъектах Южного федерального округа региональные программы развития конкуренции наряду с Программой развития конкуренции в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 мая 2009 года N 691-р, призваны стать важнейшим элементом актуальной экономической политики, обеспечивающим переход от заградительных мер к строительству конкурентных отношений и созданию конкурентной среды.