Для решения задач социально-экономического развития Южного федерального округа и достижения поставленных Стратегией целей необходимо дальнейшее совершенствование пространственной организации экономики Южного федерального округа, направленной на повышение гибкости территориальной структуры хозяйства, повышение инновационной активности, рост уровня и качества жизни населения в городах и сельской местности.
Перспективное пространственное развитие Южного федерального округа связано с функционированием существующих и формированием новых центров инновационного экономического роста на основе многополярного подхода. Экономические центры федерального уровня будут формировать вокруг себя территории, обладающие потенциалом ускоренного развития относительно окружающей территории в долгосрочной перспективе, - зоны опережающего развития (роста), в рамках которых будет идти ускоренное развитие базовых и перспективных отраслей, инфраструктуры федерального уровня и территориально-промышленных кластеров.
Взаимосогласованное развитие в рамках зон опережающего роста транспортной, энергетической, телекоммуникационной и иной производственной и социальной инфраструктуры федерального уровня позволит увеличить взаимосвязанность территорий, входящих в состав Южного федерального округа, и повысит конкурентоспособность субъектов. На территории выделяемых зон будут обеспечены условия для развития кластеров предприятий перспективных специализаций, имеющих высокий потенциал для развития.
Зоны опережающего роста имеются во всех субъектах Российской Федерации, входящих в состав Южного федерального округа. В округе выделено 26 региональных зон опережающего роста, в том числе на территории Краснодарского края - 6 зон (Центральная Кубанская, Восточная Кубанская, Северная Кубанская, Южная Черноморская, Юго-Западная Черноморская и Северо-Западная Азовская зоны), на территории Республики Адыгея - 3 зоны (зона развития туристско-рекреационного комплекса, зона развития строительной индустрии и зона развития агропромышленного комплекса), на территории Ростовской области - 4 зоны (Ростовская агломерация, зона Восточного Донбасса, Волгодонская зона и Юго-Восточная зона), на территории Волгоградской области - 4 зоны (Волгоградская агломерация, Котельниковская промышленная зона, Эльтонская зона и Камышинский текстильный кластер), на территории Астраханской области - 6 зон (рыбохозяйственный кластер, судостроительный кластер, транспортно-логистический кластер, туристско-рекреационный кластер, нефтегазодобывающий кластер, сельскохозяйственный кластер), на территории Республики Калмыкия 3 зоны (зона развития нефтегазоперерабатывающей промышленности, зона развития строительной индустрии, зона развития мясного животноводства).
На основе анализа важнейших региональных особенностей, межрегиональных связей и межотраслевых взаимодействий на территории Южного федерального округа региональные зоны опережающего роста были объединены в 3 крупные - Черноморско-Кубанскую зону, Азово-Донскую зону и Волжско-Каспийскую зону.
Крупные зоны опережающего роста охватывают территории всех субъектов Российской Федерации, входящих в состав Южного федерального округа: Черноморско-Кубанская зона - территории Краснодарского края и Республики Адыгея; Азово-Донская зона территории Краснодарского края, Ростовской и Волгоградской областей; Волжско-Каспийская зона - территории Волгоградской и Астраханской областей, а также Республики Калмыкия.
По площади охватываемой территории, численности проживающего населения, а также по обеспеченности существующей и проектируемой транспортной и энергетической инфраструктурой выделенные крупные зоны опережающего экономического роста могут обоснованно рассматриваться в качестве основы структуры пространственной организации Южного федерального округа на период до 2020 года.
На территории крупных зон опережающего развития Южного федерального округа осуществляются основные крупные (приоритетные) инвестиционные проекты в различных отраслях экономики, имеющие важное межрегиональное и федеральное значение и обеспечивающие взаимодополняющее развитие регионов Южного федерального округа. Реализация проектов приведет к получению значительного дополнительного эффекта в производственной и социальной сферах Южного федерального округа в долгосрочной перспективе. Важнейшую роль при этом будут играть инфраструктурные проекты, интегрирующие территорию округа.
Масштабные инвестиции в модернизацию, реконструкцию и развитие действующих предприятий, а также в создание совершенно новых производств и инфраструктурных объектов предполагается осуществить в отношении широкого круга отраслей и видов деятельности. Преимущественно проекты связаны с развитием и углублением существующих в регионах Южного федерального округа специализаций - добычей и переработкой сырья, машиностроением, химическим производством, агропромышленным комплексом, туризмом, транспортом и т. д.
Черноморско-Кубанская зона опережающего роста расположена на территории Республики Адыгея и южной части Краснодарского края. С запада она ограничена Черным морем, с севера - районами, прилегающими к правому берегу р.Кубань, с востока и юга Северо-Кавказским федеральным округом и Республикой Абхазия.
Значимость Черноморско-Кубанской зоны опережающего развития обусловлена уникальным туристско-рекреационным, сельскохозяйственным и транспортным потенциалом, возможностью развития ряда важных специализаций, реализацией крупных инвестиционных проектов в туристической, социальной и транспортной сферах. Зона включает в себя 8 региональных зон опережающего роста - зону развития туристско-рекреационного комплекса, зону развития строительной индустрии и зону развития агропромышленного комплекса (охватывают территорию Республики Адыгея), Центральную Кубанскую, Восточную Кубанскую, Северную Кубанскую, Южную Черноморскую и Юго-Западную Черноморскую зоны (охватывают территорию Краснодарского края). Специализацией Черноморско-Кубанской зоны опережающего роста является оказание туристско-рекреационных услуг всех видов, транспортно-логистических услуг, осуществление инновации, финансовая сфера, агропромышленный комплекс и производство продуктов питания, добыча ресурсов, производство строительных материалов, развитие лесопромышленного комплекса. На территории данной зоны идет подготовка к проведению XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г.Сочи.
Азово-Донская зона опережающего роста расположена на территории Краснодарского края, Ростовской области и юго-запада Волгоградской области.
Значимость зоны обусловлена расположением здесь крупнейшего в Южном федеральном округе города - г.Ростова-на-Дону, наличием важных транспортных и энергетических инфраструктурных узлов, значительным потенциалом развития перспективных отраслей экономики. Зона включает в себя 5 региональных зон опережающего роста - Северо-Западную Азовскую экономическую зону (охватывает территорию Краснодарского края), Котельниковскую промышленную зону (охватывает территорию Волгоградской области), зону Ростовской агломерации, зону Восточного Донбасса, Волгодонскую зону (охватывают территорию Ростовской области). В качестве отраслей специализации данной зоны выделяются электроэнергетика, транспорт, машиностроение, химическое производство, финансовые услуги, добыча ресурсов, туризм. Развитие зоны будет способствовать усилению центральных функций Ростовской агломерации.
Волго-Каспийская зона опережающего роста расположена на территории Волгоградской и Астраханской областей, а также Республики Калмыкия.
Значимость зоны обусловлена уникальными запасами углеводородного сырья, благоприятными условиями Волжско-Каспийского региона для ведения сельского хозяйства и рыболовства, выгодным транспортным положением, высокой внешнеэкономической значимостью прикаспийского региона. Зона включает в себя региональные зоны опережающего роста - зоны развития рыбохозяйственного, судостроительного, транспортно-логистического, туристического, нефтегазодобывающего и сельскохозяйственного кластеров (охватывают территорию Астраханской области), зону Волгоградской агломерации (охватывает территорию Волгоградской области), зону развития нефтегазоперерабатывающей промышленности (охватывает территорию Республики Калмыкия). Отраслями специализации Волго-Каспийской зоны опережающего роста являются туристско-рекреационные услуги, транспортно-логистические услуги, отдельные направления агропромышленного комплекса (овощеводство, бахчеводство, мясное и шерстяное животноводство), рыболовство и рыбоводство, судостроение, добыча и переработка нефтегазового сырья.
Развитие крупных зон опережающего роста будет способствовать:
модернизации, технологическому обновлению и развитию производств во всех отраслях экономики и социальной сферы Южного федерального округа;
повышению инновационной активности, развитию научно-образовательной сферы, развитию перерабатывающих и инновационно-ориентированных отраслей;
упрочению инфраструктурного, социально-демографического и экономического каркаса территории Южного федерального округа, повышению связности территории, интеграции регионов округа между собой;
формированию прогрессивных форм пространственной организации территории, созданию новых центров роста на основе региональных конкурентных преимуществ, повышению конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности Южного федерального округа.
Результатами развития территории Южного федерального округа в рамках зон опережающего роста будут являться:
развитие городских агломераций с высоким человеческим потенциалом и динамично развивающейся инновационной и образовательной инфраструктурой, отличающихся высоким качеством среды обитания и растущей деловой активностью (Ростовская, Волгоградская, Краснодарская и др.);
формирование территориально-промышленных кластеров, ориентированных на высокотехнологичные производства в приоритетных отраслях экономики федерального округа (химии, нефтехимии, машиностроении, сельском хозяйстве) с использованием высокомеханизированных, ресурсосберегающих и экологически чистых инновационных технологий;
образование и развитие туристско-рекреационных зон с высоким уровнем оказания сервисных услуг на территориях федерального округа с благоприятными природно-климатическими условиями и значимыми культурно-историческими объектами;
развитие транспортно-логистических узлов и транспортной сети, обладающей необходимым потенциалом пропускной способности и обеспечивающей целостную взаимосвязь регионов Южного федерального округа с ее интеграцией в развивающиеся мировые транспортные системы;
значительное снижение межрегиональных и внутрирегиональных различий в уровне и качестве социальной среды и доходах населения, сближении стандартов жизни между различными регионами федерального округа, крупными и малыми городами, городским и сельским населением.
Во многих монопрофильных городах и населенных пунктах Южного федерального округа, испытавших кризис и дробление градообразующих предприятий, необходимо решать проблему реструктуризации муниципальной экономики. К числу таких проблемных территорий округа относятся шахтерские города Ростовской области, а также некоторые населенные пункты в Астраханской, Волгоградской, Ростовской областях и в Краснодарском крае, узкоспециализированные на развитии химической, легкой промышленности и машиностроения.
Для повышения уровня занятости, душевых доходов населения, уменьшения дотационности местных бюджетов необходимо осуществление мероприятий по переобучению населения, поддержке развития малого и среднего предпринимательства, повышению мобильности населения на внутрирегиональных рынках труда, в том числе за счет совершенствования системы общественного транспорта, обеспечивающего ежедневные поездки от места жительства на работу в крупные региональные центры. Эффективным инструментом решения проблемы реструктуризации экономики монопрофильных городов может также стать встраивание новых производств в региональные кластеры на условиях аутсорсинга (субконтрактинга), их вхождение в новые зоны опережающего развития.
Так, в Ростовской области в зоне опережающего роста Восточный Донбасс ведется реализация комплексного инвестиционного плана модернизации городского округа "Гуково", предполагающего формирование диверсифицированной экономики. Наряду с традиционными угледобывающими видами деятельности здесь планируется строительство предприятия по глубокой переработке угля с высокой добавленной стоимостью, активно развиваются новые высокотехнологичные отрасли, сфера услуг, производственные и сервисные направления малого и среднего бизнеса, за счет чего обеспечивается устойчивое положительное сальдо баланса финансовых потоков города, постепенная трансформация шахтерского города в город с высоким уровнем экологической безопасности, привлекательной средой обитания, растущим населением, развитым сектором услуг, высоким уровнем качества жизни горожан. Здесь предполагается реализовать пилотный проект по существенной модернизации всех основных сфер жизни шахтерского города на основе инновационных решений и формирования практических механизмов межмуниципальной интеграции в рамках Восточно-Донбасской агломерации Ростовской области путем инициирования создания межмуниципального инновационно-производственного узла.