Машиностроение Южного федерального округа характеризуется сложной отраслевой структурой, включающей в себя сельскохозяйственное машиностроение, а также энергетическое и транспортное машиностроение. Доля Южного федерального округа в общероссийском выпуске продукции отрасли составляет только 5 процентов выпуска отрасли в Российской Федерации, что является одним из наиболее низких показателей среди федеральных округов.
Машиностроительный потенциал Южного федерального округа сосредоточен преимущественно в Ростовской и Волгоградской областях. На их долю приходится 75 процентов общего выпуска машиностроения округа. Многие из машиностроительных предприятий являются крупнейшими и даже единственными в стране производителями отдельных видов машиностроительной продукции. К числу основных проблем развития указанной отрасли относятся высокий износ основных фондов (50 процентов и более) и недозагрузка мощностей по ряду производств. Производительность и заработная плата в машиностроении Южного федерального округа ниже, чем в среднем по России.
Несмотря на существующие в настоящее время в отрасли проблемы, машиностроение должно стать одним из приоритетных направлений для развития на территории Южного федерального округа, так как обладает значительным потенциалом для роста. Ключевыми факторами, определяющими конкурентоспособность региона в указанной отрасли, являются уникальность существующих в нем машиностроительных предприятий и выпускаемых ими машин и оборудования, наличие квалифицированных кадров и достаточно высокий уровень развития транспортной и энергетической инфраструктуры.
Ростовская и Волгоградская области обладают наибольшей конкурентоспособностью для развития машиностроения.
Существенный потенциал для увеличения выпуска продукции машиностроения имеют Краснодарский край, Ростовская, Астраханская и Волгоградская области.
Наиболее перспективными подотраслями машиностроения для развития на территории Южного федерального округа являются автомобилестроение, авиастроение, судостроение, сельскохозяйственное и железнодорожное машиностроение.
В отрасли будут реализованы крупные инвестиционные проекты, направленные на модернизацию действующих предприятий и организацию производств новых видов продукции.
На удовлетворение потребностей в сельскохозяйственной технике направлены проекты создания семейства гусеничных сельскохозяйственных тракторов нового поколения и организации производства зерноуборочных комбайнов "Енисей-960" в Волгоградской области, строительства 2-ой очереди завода по производству сельскохозяйственной техники в Краснодарском крае, разработки и производства современных моделей сельскохозяйственной техники в Ростовской области.
В авиастроении предполагается наладить производство многоцелевого самолета-амфибии Бе-200, а также освоить производство новых военных и гражданских вертолетов в Ростовской области.
В судостроении планируется осуществить строительство танкеров и сухогрузов в Астраханской области. Активно развивается сотрудничество судостроительных предприятий региона с нефтяными компаниями в части строительства технических средств для поиска и добычи нефти на Каспии.
Предполагается развивать проекты в транспортном машиностроении, в частности производство электровозов в Ростовской области, перспективы развития которого связаны с расширением производства в основном уже имеющихся моделей подвижного состава для замены локомотивного парка российских железных дорог и обеспечения пассажирских и грузовых перевозок, а также с освоением производства новых типов электровозов, в том числе грузовых и пассажирских с асинхронным приводом.
Для поддержки развития машиностроительного комплекса будут создаваться специальные индустриальные парки с соответствующей инфраструктурой.
К числу основных механизмов реализации стратегии развития машиностроительного комплекса Южного федерального округа относятся:
разработка и внедрение инвестиционных программ и проектов;
финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ за счет средств федерального бюджета в рамках федеральных целевых программ и государственного оборонного заказа;
использование развитых финансовых инструментов, включая лизинг;
субсидирование платежей по кредитам.
В результате принятия указанных мер будут обеспечены:
реализация инвестиционных программ, направленных на увеличение выпуска продукции машиностроения;
практическое использование научных исследований, разработка документации для выпуска новой наукоемкой продукции;
необходимое финансирование на осуществление новых инвестиционных проектов;
увеличение рынка сбыта российской продукции сельскохозяйственного машиностроения с использованием механизмов лизинга оборудования.
В соответствии с прогнозами развития машиностроительного комплекса в Российской Федерации на средне- и долгосрочную перспективу ожидается устойчивый рост спроса на сельскохозяйственную технику, железнодорожные транспортные средства и продукцию оборонно-промышленного комплекса (в частности, на вертолеты и самолеты) в связи с высокой степенью износа эксплуатируемой техники, ее дефицитом на рынке, а также необходимостью модернизации экономики. Реализация приоритетного национального проекта "Развитие агропромышленного комплекса", Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2007 года N 446, Программы деятельности Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" на долгосрочный период (2009-2015 годы), утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2008 года N 705, и ряда инвестиционных программ предприятий, а также увеличение гособоронзаказа приведут в перспективе к росту инвестиций в соответствующие сектора экономики, что обеспечит увеличение емкости тех сегментов рынка продукции машиностроения, на которых предприятиям Южного федерального округа принадлежит значительная доля (70 процентов производства комбайнов, абсолютное доминирование в производстве магистральных электровозов, вертолетов типа М-26, самолетов-амфибий).
Общественно значимыми результатами поддержки развития машиностроительного комплекса Южного федерального округа (с учетом инвестиций) могут стать среднегодовые темпы прироста производства на уровне 5 процентов, снижение удельной энергоемкости промышленной продукции на 15-20 процентов, увеличение доли инновационной продукции до 10-12 процентов общего объема производства в отрасли, увеличение занятости путем создания в 2010-2020 годах 50-60 тыс. новых рабочих мест, повышение производительности труда в 2 раза, рост заработной платы на 45-50 процентов по сравнению с уровнем 2009 года.