Вопросы, связанные с налогообложением финансовых инструментов, а также деятельности инвесторов и профессиональных участников рынка ценных бумаг, обсуждаются в настоящее время в рамках создания в Российской Федерации Международного финансового центра. В этой связи целесообразно принять ряд решений, направленных на совершенствование налогообложения при совершении операций с еврооблигациями российских эмитентов, депозитарными расписками, а также при получении и выплате дивидендов.
Действующая редакция Кодекса не предусматривает освобождения от налога на прибыль организаций, удерживаемого у источника, при выплате дохода нерезиденту - юридическому лицу по еврооблигациям российских эмитентов, в том числе Российской Федерацией и субъектов Российской Федерации. Поэтому, в настоящее время российские еврооблигации выпускаются через специально создаваемые иностранные компании (например, в Люксембурге или в Ирландии), при выплате процентов которым налог у источника не удерживается в России в соответствии с соглашениями об избежании двойного налогообложения.
С целью повышения нейтральности налоговой системы по отношению к способу выпуска еврооблигаций предлагается ввести в законодательство о налогах и сборах освобождение от удержания налога на прибыль организаций у источника по процентам, выплачиваемым по облигациям российских эмитентов.
В настоящее время доход, получаемый нерезидентами при реализации ценных бумаг на зарубежных биржах не облагается налогом на прибыль в Российской Федерации. Однако доходы, полученные от реализации аналогичных ценных бумаг на российской бирже, облагаются налогом на прибыль организаций, удерживаемым у источника выплаты в Российской Федерации, в случае, если активы соответствующих эмитентов более чем на 50% состоят из недвижимого имущества. Данный факт влечет вывод оборота от торговли ценными бумагами российских эмитентов, финансовыми инструментами и производными от акций из России на зарубежные биржи.
При этом большинство российских "голубых" фишек являются компаниями ресурсного сектора, в составе активов которых недвижимое имущество, как правило, составляет более 50% стоимости всех активов.
Освобождение от налогообложения обращающихся акций компаний, более 50% активов которых состоит из недвижимости в Российской Федерации, будет стимулировать приток иностранных инвестиций на внутренний фондовый рынок. При этом ограничение указанного освобождения только обращающимися ценными бумагами позволит предотвратить злоупотребления, при которых продажа недвижимости маскируется реализацией ценных бумаг компании, которой принадлежит эта недвижимость. В этих целях предлагается внести поправки в подпункт 5 пункта 1 статьи 309 Кодекса, отменяющие взимание налога у источника для доходов от реализации обращающихся бумаг.
Требуется законодательное урегулирование порядка налогообложения глобальных депозитарных расписок (GDR), американских депозитарных расписок (ADR), российских депозитарных расписок (РДР).
В настоящее время отсутствуют правила налогообложения операций конвертации ADR, GDR и РДР в акции и обратно - из акций в депозитарные расписки. В этой связи целесообразно внесение дополнений в статью 280 Кодекса, устанавливающих, что при конвертации локальных ценных бумаг в депозитарные расписки и наоборот реализации соответствующих ценных бумаг не происходит.
Поскольку ликвидность российского рынка в основном сосредоточена в данной форме бумаг, регулирование спорных вопросов в отношении указанных финансовых инструментов будет являться положительным сигналом для инвесторов.
При этом в качестве основы для поправок могут быть использованы уже выработанные практикой подходы, в том числе отраженные в разъяснительных письмах Минфина России.
В настоящее время в главе 25 Кодекса не отражен порядок признания доходов, полученных при частичном погашении номинала ценных бумаг. В отсутствии специальных правил налогоплательщики вынуждены откладывать момент признания полученных от эмитента денежных средств в налоговом учете на неопределенный срок, что усложняет ведение налогового учета по таким ценным бумагам.
Данная проблема уже была успешно решена в отношении определения налоговой базы по операциям с ценными бумагами физических лиц после внесения изменений в статью 214.1 главы 23 Кодекса. Предлагается внести аналогичные поправки в пункт 2 статьи 280 Кодекса.
Предлагается решить проблему списания дебиторской задолженности при ликвидации эмитента (векселедателя).
Так, у банков есть право формировать резерв по сомнительным долгам в отношении процентов, по которым нет обеспечения. Однако по эмиссионным ценным бумагам, как правило, при утверждении проспекта эмиссии требуется наличие поручителя. При этом в случае дефолта эмитента, как правило, поручитель тоже признается банкротом. Возможность корректировки налоговой базы по процентам в отношении таких ценных бумаг отсутствует, в связи с чем профессиональные участники не могут реализовать возможность списания убытков в указанных случаях за счет резерва под обесценение ценных бумаг (статья 300 Кодекса).
Для решения указанной проблемы предлагается в законодательном порядке разрешить налогоплательщикам признавать убытки по долговым ценным бумагам в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль в случае банкротства эмитента (векселедателя).
В законодательстве о налогах и сборах в настоящее время отсутствует методология налогообложения налогом на прибыль дивидендов при совершении операций РЕПО, что требует внесения поправок в статьи 282, 309-312 Кодекса.
В настоящее время доход должен облагаться у продавца по первой части РЕПО, при этом признаваться дивидендами и облагаться по ставкам для дивидендов. При этом для целей налогообложения под открытием короткой позиции по ценной бумаге понимается реализация (выбытие) ценной бумаги при наличии обязательств налогоплательщика по возврату ценной бумаги, полученной по первой части РЕПО или договору займа.
Поскольку отсутствует методология налогообложения дивидендов в короткой позиции, потенциально возможно двойное налогообложение одного и того же дивидендного потока.
Для решения данной проблемы следует разрешить экономическому собственнику ценных бумаг признавать дивидендный доход в налоговых целях. В статью 282 Кодекса может быть внесено изменение, устанавливающее порядок налогообложения дивидендов при короткой позиции.
В соответствии с пунктом 1 статьи 301 Кодекса не признается финансовым инструментом срочной сделки договор, требования по которому не подлежат судебной защите в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. Убытки от таких договоров не учитываются при определении налоговой базы. Это накладывает существенные ограничения на возможности российских налогоплательщиков на срочном рынке. Для российской организации, не имеющей лицензии профессионального участника, невыгодно заключение срочной сделки напрямую с иностранной организацией без участия российского брокера, так как такая сделка не будет подлежать судебной защите в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, и соответственно убытки по ней не смогут быть учтены при налогообложении.
В связи с этим пункт 1 статьи 301 Кодекса предполагается дополнить положением о признании финансовым инструментом срочной сделки договора, подлежащего судебной защите по применимому иностранному праву.
Внесение указанного дополнения будет способствовать развитию российского рынка деривативов, привлечению на российский рынок иностранных банков, которые принесут в Россию свои продукты, знания, опыт и технологии.
У профессиональных участников рынка ценных бумаг суммы налога на добавленную стоимость, уплаченного поставщикам, в большинстве своем полностью относятся на расходы. Таким образом, финансовые услуги российских лиц на 18% дороже, чем у иностранных конкурентов.
В целях повышения конкурентоспособности российских организаций, оказывающих финансовые услуги, может быть определен перечень конкретных услуг, оказываемых профессиональными участниками рынка ценных бумаг, которые можно освободить от налога на добавленную стоимость: брокерские, депозитарные, услуги управляющих активами, услуги андеррайтинга.
Нуждаются в совершенствовании процедуры зачета НДС для профессиональных участников рынка ценных бумаг в части определения соотношения облагаемого и необлагаемого оборота. Для устранения существующих диспропорций в расчете пропорции облагаемых и необлагаемых операций предлагается при таком расчете учитывать прибыль (доходы) соответствующего налогоплательщика, а не валовые обороты.
Подпункт 2 пункта 2 статьи 23 Кодекса обязывает организации сообщать в налоговый орган сведения обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях. Исполнение такой обязанности профессиональными участниками рынка ценных бумаг нуждается в корректировке, поскольку не учитывается специфика таких организаций, для которых операции с ценными бумагами являются основным видом деятельности.
Кроме того, представление такой информации в ряде случаев не нужно и налоговым органам для целей налогового контроля.
Внесение изменений в порядок исполнения такой обязанности (например, в зависимости от процента участия, срока владения и т.п.) позволит значительно сократить административные барьеры.