Действующий

Об организационно-методических указаниях по подготовке Службы медицины катастроф Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации в области защиты жизни и здоровья населения при чрезвычайных ситуациях на 2011-2013 годы

Организационно-методические указания по подготовке Службы медицины катастроф Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации в области защиты жизни и здоровья населения при чрезвычайных ситуациях на 2011-2013 годы



Служба медицины катастроф Минздравсоцразвития России (СМК) в 2009-2010 годах продолжала работу по решению задач по медицинскому обеспечению населения при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Основными целевыми направлениями деятельности Службы являлись:

1. Поддержание и повышение готовности медицинских учреждений и формирований к реагированию на чрезвычайные ситуации.

2. Своевременное и качественное оказание медицинской помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях.

3. Совершенствование системы оказания медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях.

4. Разработка и внедрение в практику медицины катастроф передовых технологий организации и оказания медицинской помощи пострадавшим.

5. Развитие системы связи и телекоммуникаций Службы.

6. Совершенствование нормативно-правовой базы Всероссийской службы медицины катастроф (ВСМК).

7. Организация работы службы медицины катастроф в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.96 N 195 и внесенными в последующем изменениями в Положение о Всероссийской службе медицины катастроф и письмом Минздравсоцразвития России от 27 декабря 2010 года N 14-2/10/2-12512.

В 2009-2010 годах были реализованы мероприятия по оптимизации структуры и функционирования Службы медицины катастроф субъектов Российской Федерации.

В Российской Федерации функционирует 81 территориальный центр медицины катастроф (ТЦМК), из которых 62 аккредитованы как учреждения здравоохранения со статусом юридического лица.

Распоряжением Правительства Ленинградской области от 19 апреля 2010 года создано государственное бюджетное учреждение здравоохранения Ленинградской области "Территориальный центр медицины катастроф" со статусом юридического лица. Министерством здравоохранения Калининградской области принято решение об аккредитации в 2010 году ТЦМК в качестве самостоятельного учреждения здравоохранения со статусом юридического лица.

В целом организационно-штатная структура большинства ТЦМК позволяет решать основные задачи, стоящие перед Службой регионального уровня в режимах повседневной деятельности и чрезвычайной ситуации. Необходимо отметить улучшение деятельности территориальных центров медицины катастроф республик Дагестан, Татарстан и Мордовия; Алтайского, Забайкальского, Красноярского, Краснодарского, Пермского, Приморского, Ставропольского, Хабаровского краев; Свердловской, Оренбургской, Воронежской, Волгоградской, Иркутской, Самарской, Саратовской, Нижегородской, Мурманской, Новосибирской, Кемеровской, Московской и Тюменской областей; г.Москвы, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

Вместе с тем не в полной мере соответствует вероятным рискам и угрозам для жизни и здоровья населения организационно-штатная структура территориальных центров республик Хакасия и Удмуртия; Камчатского края; Костромской, Курской, Ростовской, Тульской, Челябинской областей; Еврейской автономной области. Штат указанных субъектов Российской Федерации малочисленный и обеспечивает только выполнение административных функций.

Повышению готовности Службы медицины катастроф регионального, муниципального и объектового уровней способствовало создание филиалов ТЦМК (межрайонные центры). В настоящее время такие филиалы созданы при 10 ТЦМК.

В 2009-2010 годах произошли структурные и качественные изменения, а также оптимизация численности формирований СМК. Общее количество формирований составляет более 30500, в том числе 334 - штатных. В субъектах Российской Федерации функционируют 17 медицинских отрядов, 143 бригады экстренного реагирования, около 5000 бригад специализированной медицинской помощи, более 14500 бригад скорой медицинской помощи. В Службе задействовано почти 204000 медицинских работников, в том числе около 60000 врачей и 139000 средних медицинских работников, 290 провизоров и 4130 фармацевтов.

Укомплектованность врачебными кадрами центров медицины катастроф составляет 39%, из них по специальностям: организация здравоохранения и общественного здоровья - 55%, хирургия - 25%, травматология - 23%, нейрохирургия - 33%, анестезиология-реаниматология - 30%. Такая укомплектованность способна обеспечить оказание медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях на удовлетворительном уровне. Для повышения эффективности работы при ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций, особенно крупномасштабных, необходимо стремиться к повышению укомплектованности наиболее востребованными при реагировании и работе в чрезвычайных ситуациях специалистами.

В течение 2009 года специалисты Службы принимали участие в ликвидации медико-санитарных последствий 13366 чрезвычайных ситуаций, в том числе 12482 - техногенных, 13 - природных, 407 - биолого-социальных и 446 - социальных. В 2010 году было зарегистрировано 5402 чрезвычайные ситуации, из которых 4980 - техногенных, 13 - природных, 295 - биолого-социальных, 75 - социальных.

Следует отметить работу специалистов полевого многопрофильного госпиталя федерального государственного учреждения "Всероссийский центр медицины катастроф "Защита" (ВЦМК "Защита") при ликвидации медико-санитарных последствий крушения поезда "Невский экспресс", пожара в ночном клубе "Хромая лошадь", разрушительных землетрясений в республиках Гаити и Чили, а также работу специалистов СМК Центрального и Приволжского федеральных округов при ликвидации медико-санитарных последствий природных лесо-торфяных пожаров в 2010 году. Высокую слаженность и оперативность в работе продемонстрировали специалисты ТЦМК Московской области.

Общая численность населения, пострадавшего при всех видах чрезвычайных ситуаций (пораженные и погибшие), в 2009 году составила более 36000 чел., в 2010 году было зарегистрировано около 18000 пострадавших. Превышение среднероссийского уровня пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций в 2010 году (25,6 чел. на 100 тыс. населения) отмечается в 14 регионах. Наиболее существенное - в Кабардино-Балкарской Республике - в 9,5 раза, в Ростовской области - в 7,7 раза, в Республике Дагестан - в 6,7 раза, в Республике Ингушетия - в 3,7 раза, в Чеченской Республике - в 3,6 раза. Наибольшее число пострадавших отмечается при техногенных (83,8%) и биолого-социальных (11%) чрезвычайных ситуациях. Максимальные потери населения регистрируются при авариях на автомобильных дорогах, их удельный вес в общей численности пострадавших составил 83%. Остается высоким число пострадавших при пожарах и взрывах - 14,2%.

В результате чрезвычайных ситуаций в 2009 году погибло около 9500 чел., в 2010 году - более 5000 чел. В 38 субъектах Российской Федерации число погибших в 2010 году было в 2-3 раза выше среднероссийского (6,6 чел. на 100 тыс. населения).

Медицинская помощь в 2009 году была оказана 27000 пораженным, из которых 15800 чел. были госпитализированы (58,5%). Среди лиц, получивших медицинскую помощь, преобладали пораженные в результате аварий на автомобильных дорогах - 77,2%.

В 2010 году медицинская помощь была оказана около 13000 пораженным, при этом доля госпитализированных снизилась по сравнению с 2009 годом на 4,6% и составила 53,9%.

Для ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций привлекались 10200 штатных и нештатных медицинских формирований, в том числе почти 9500 бригад скорой медицинской помощи и 420 бригад специализированной медицинской помощи.

Распределение пораженных по лечебным учреждениям выглядит следующим образом: 34,2% было госпитализировано в городские лечебно-профилактические учреждения; 30,9% - в центральные районные больницы; 25,1% - в областные и специализированные лечебно-профилактические учреждения; 9,8% - в прочие учреждения здравоохранения.

Для оперативности выполнения мероприятий по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и организации более тесного взаимодействия структур Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС) в 63 субъектах Российской Федерации ТЦМК функционируют в системе единой дежурно-диспетчерской службы (ЕДДС), тем самым сокращая время реагирования экстренных служб на чрезвычайные ситуации.

Одним из важных направлений в деятельности ТЦМК в современных условиях продолжает оставаться участие в реализации мероприятий федеральной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах" (ФЦП "Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах"), утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 N 100. В рамках реализации этих мероприятий в 64 субъектах Российской Федерации проводится обучение различных контингентов слушателей приемам оказания первой помощи, в том числе в 59 - на базе учебных подразделений ТЦМК. За отчетный период приемам оказания первой помощи обучено свыше 34,5 тыс.чел., в том числе около 5 тыс. водителей, свыше 8,5 тыс. сотрудников МВД России и более 5 тыс. сотрудников МЧС России.

В 2010 году ТЦМК принимали участие в создании и совершенствовании трассовой службы. Данная служба создана в 14 субъектах Российской Федерации (республиках Башкортостан, Дагестан, Северная Осетия - Алания; в Алтайском, Краснодарском, Красноярском, Пермском краях; в Волгоградской, Самарской, Свердловской, Курганской, Нижегородской, Рязанской областях, в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре), ведется работа по ее созданию в 5 регионах (Чеченской Республике, Воронежской, Новосибирской, Орловской и Ростовской областях). Деятельность трассовых пунктов, в том числе за счет штатных медицинских формирований ТЦМК, позволила сократить время прибытия медицинских бригад к месту дорожно-транспортного происшествия на 50%.