Раздел заполняется по всем объектам торговли и общественного питания, находящимся на территории муниципального образования и функционирующим по состоянию на 31 декабря отчетного года.
В строке 4.1 указывается количество магазинов.
К магазинам относятся специально оборудованные стационарные здания (или их части), предназначенные для продажи товаров и оказания услуг покупателям и обеспеченные торговыми, подсобными, административно-бытовыми помещениями, а также помещениями для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже.
Строка 4.2 гипермаркеты - предприятия розничной торговли, реализующие продовольственные и непродовольственные товары универсального ассортимента преимущественно по форме самообслуживания, площадью торгового зала от 2500 м.
Строка 4.3 супермаркеты - предприятия розничной торговли, реализующие продовольственные товары универсального ассортимента и непродовольственные товары частого спроса (мыло, синтетические моющие средства, предметы санитарии и гигиены и т.п.) преимущественно по форме самообслуживания, площадью торгового зала от 400 м до 2500 м.
Строка 4.4 специализированные продовольственные магазины - предприятия розничной торговли, реализующие продовольственные товары определенного ассортимента. Например, магазины "Мясо", "Хлеб", "Колбасы", "Молочные продукты", "Минеральные воды" и т.п.
Строка 4.5 специализированные непродовольственные магазины - предприятия розничной торговли, реализующие непродовольственные товары определенного ассортимента. Например, магазины "Мебель", "Ткани", "Обувь", "Хозяйственные товары", "Книги" и т.п.
Строка 4.6 неспециализированные продовольственные магазины (минимаркеты) - предприятия розничной торговли, реализующие преимущественно продовольственные товары частого спроса, основные из которых хлеб, кондитерские товары, гастрономия, винно-водочные изделия, пиво, безалкогольные напитки, преимущественно по форме самообслуживания, площадью торгового зала до 400 м.
Строка 4.7 неспециализированные непродовольственные магазины - предприятия розничной торговли, реализующие преимущественно непродовольственные товары широкого ассортимента (товарные комплексы предметов туалета и гардероба для мужчин и женщин, детей, товары для дома, садового участка), использующие различные формы торгового обслуживания покупателей, площадью торгового зала до 400 м. Например, Дом торговли, Все для дома, Товары для детей, Товары для женщин.
Строка 4.8 прочие магазины - комиссионные магазины, магазины "Семена", "Зоомагазин", антикварные магазины и т.п.
Строка 4.9 магазины дискаунтеры - предприятия розничной торговли с широким ассортиментом товаров по оптовым ценам ("Магнит", "Пятерочка", "Дикси", "Копейка", "Дешево"). Управление такими магазинами направлено на снижение издержек за счет минимального исполнения торгового зала, упрощенной выкладки товаров, снижения количества работающего персонала.
В строке 4.10 указывается количество павильонов. К ним относятся закрытые, оборудованные строения, имеющие торговый зал и помещения для хранения товарного запаса, рассчитанные на одно или несколько рабочих мест.
В строке 4.11 приводятся сведения о количестве палаток и киосков.
Палатка - это легко возводимая сборно-разборная конструкция, оснащенная прилавком, не имеющая торгового зала и помещений для хранения товаров, рассчитанная на одно или несколько рабочих мест продавцов, на площади которой размещен товарный запас на один день торговли.
Киоск - оснащенное торговым оборудованием строение, не имеющее торгового зала и помещений для хранения товаров, рассчитанное на одно рабочее место продавца, на площади которого хранится товарный запас.
Данные о количестве передвижных палаток и киосков (по продаже кваса, кур-гриль, мороженого и т.п.), а также палаток и киосков, реализующих проездные билеты на все виды транспорта, в строке 4.11 не отражаются.
В строках 4.1.1, 4.2.1, 4.3.1, 4.4.1, 4.5.1, 4.6.1, 4.7.1, 4.8.1, 4.9.1, 4.10.1, 4.12.1 показывается площадь торгового зала (зала для обслуживания покупателей). В нее включается установочная площадь магазина (площадь торгового зала, занятая оборудованием, предназначенным для выкладки, демонстрации товаров, проведения денежных расчетов и обслуживания покупателей), площадь контрольно-кассовых узлов и кассовых кабин, площадь рабочих мест обслуживающего персонала, а также площадь проходов для покупателей. В площадь торгового зала магазина не включается площадь для приема, хранения и подготовки товаров к продаже, подсобных и административно-бытовых помещений.
В строках 4.14 и 4.15 показывается количество столовых и закусочных. В строке 4.15 показывается количество столовых учебных заведений, промышленных предприятий, организаций социальной сферы (больниц, детских домов, домов-интернатов и т.п.) и других организаций. В случае, если учреждения социальной сферы организуют потребление продукции общественного питания, но при этом не имеют специально отведенных для этих целей помещений, то строки 4.15-4.15.2 не заполняются.
К столовой относится общедоступное или обслуживающее определенный контингент потребителей предприятие общественного питания, производящее и реализующее блюда в соответствии с разнообразным по дням недели меню.
К закусочным относятся предприятия с ограниченным ассортиментом блюд или блюд из определенного вида сырья, предназначенные для быстрого обслуживания потребителей. К закусочным относятся также шашлычные, котлетные, сосисочные, пельменные (вареничные), чебуречные, чайные, пирожковые, блинные, пончиковые, бутербродные, рюмочные и др.
В строках 4.14.1 и 4.15.1 показывается число мест, определяемое по числу посетителей, на одновременное обслуживание которых рассчитан объект общественного питания.
В строке 4.16 показывается количество ресторанов, кафе и баров; в строке 4.16.1 - число мест в них.
К ресторанам относятся предприятия общественного питания с широким ассортиментом блюд сложного приготовления, включая заказные и фирменные, винно-водочных, табачных и кондитерских изделий, с повышенным уровнем обслуживания в сочетании с организацией отдыха.
К кафе относятся предприятия по организации питания и отдыха потребителей с предоставлением ограниченного по сравнению с рестораном ассортимента продукции, которые реализуют фирменные, заказные блюда, кондитерские изделия, напитки.
Баром является предприятие общественного питания с барной стойкой, реализующее смешанные, крепкие алкогольные, слабоалкогольные и безалкогольные напитки, закуски, мучные кондитерские и булочные изделия, покупные товары.
В строках 4.14.2, 4.15.2 и 4.16.2 показывается площадь зала обслуживания посетителей. В нее включается площадь всех помещений и открытых площадок, используемых для организации общественного питания.
В строке 4.17 приводятся сведения о количестве автозаправочных станций (АЗС), включая автогазозаправочные станции (АГС). Передвижные АЗС, а также АЗС, обслуживающие только организации, по данной строке не отражаются.