Методика осуществления мониторинга правоприменения в Российской Федерации
(с изменениями на 2 августа 2023 года)
1. Настоящая методика устанавливает правила и определяет показатели осуществления мониторинга правоприменения в Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
2. В соответствии с настоящей методикой проводятся текущий и оперативный виды мониторинга правоприменения.
Текущий мониторинг осуществляется на регулярной основе в отношении отрасли (подотрасли) законодательства и группы нормативных правовых актов.
Оперативный мониторинг осуществляется в течение первого года действия нормативных правовых актов Российской Федерации, выполнения решений Конституционного Суда Российской Федерации.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 10 августа 2023 года постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2023 года N 1259. - См. предыдущую редакцию)
3. Мониторинг правоприменения включает в себя сбор, обобщение, анализ и оценку практики применения:
а) Конституции Российской Федерации;
б) федеральных конституционных законов;
в) федеральных законов;
г) законов Российской Федерации, основ законодательства Российской Федерации, постановлений Верховного Совета Российской Федерации, Съезда народных депутатов Российской Федерации, а также постановлений и указов Президиума Верховного Совета Российской Федерации;
д) указов Президента Российской Федерации;
е) постановлений Правительства Российской Федерации;
ж) нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, издающих в соответствии с законодательством Российской Федерации нормативные правовые акты.
4. При осуществлении мониторинга правоприменения учитывается также практика применения нормативных правовых актов СССР и РСФСР, сохраняющих действие на территории Российской Федерации.
5. При осуществлении мониторинга правоприменения по вопросам выполнения решений Конституционного Суда Российской Федерации обобщается, анализируется и оценивается практика выполнения постановлений и определений Конституционного Суда Российской Федерации.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 10 августа 2023 года постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2023 года N 1259. - См. предыдущую редакцию)
6. При осуществлении мониторинга правоприменения используется:
а) практика судов общей юрисдикции и арбитражных судов;
б) практика деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и иных государственных органов;
в) информация о практике применения нормативных правовых актов Российской Федерации, поступившая от Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, а также из Общественной палаты Российской Федерации, государственных корпораций, фондов и иных организаций, созданных Российской Федерацией на основании федерального закона;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 10 августа 2023 года постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2023 года N 1259. - См. предыдущую редакцию)
г) информация, поступившая из общественных, научных, правозащитных и иных организаций;
д) информация, почерпнутая из средств массовой информации;
е) информация, поступившая от граждан;
ж) информация, поступившая из иных источников.
7. При осуществлении мониторинга правоприменения помимо видов информации, указанных в подпунктах "в" - "ж" пункта 6 настоящей методики, могут быть использованы в том числе следующие виды информации:
а) статистическая информация, получаемая на основе статистических показателей и дополняемая отраслевой статистикой органов государственной власти и иных государственных органов;