Действующий

Об утверждении стратегии развития мясного животноводства в Российской Федерации до 2020 года

12. Ветеринарное благополучие территории Российской Федерации и безопасность продукции


Успешное решение задач по модернизации и интенсификации мясного животноводства возможно лишь при использовании в производственных процессах здоровых животных, а развитие экспорта отечественной продукции невозможно без обеспечения эпизоотического благополучия территории Российской Федерации и выпуска безопасной в ветеринарно-санитарном отношении продукции животноводства. Таким образом, только своевременное и качественное решение вопросов, стоящих перед ветеринарией, позволит обеспечить ускоренное развитие животноводства.

Сложившуюся в настоящее время в Российской Федерации эпизоотическую ситуацию по особо опасным болезням животных в целом можно охарактеризовать как непростую. Фактором, осложняющим решение задачи по обеспечению эпизоотического благополучия, является возможность передачи подавляющего большинства инфекционных болезней от животных, обитающих в дикой природе, продуктивным сельскохозяйственным животным. Также эпизоотическая ситуация в Российской Федерации усугубляется значительным числом связей с зарубежными государствами и большой протяженностью сухопутных границ Российской Федерации. По данным Всемирной организации здравоохранения животных (далее - МЭБ), а также по другим информационным источникам, эпизоотическая ситуация по особо опасным болезням животных на территориях целого ряда государств, граничащих с Российской Федерацией, характеризуется как стабильно неблагополучная, что обуславливает постоянную угрозу заноса возбудителей этих болезней на территорию Российской Федерации.

Государственной ветеринарной службой Российской Федерации уделяется пристальное внимание эпизоотической ситуации в закавказских и среднеазиатских республиках, а также в Монголии и Китае по ящуру, африканской чуме свиней, высокопатогенному гриппу птиц, оспе овец и коз и другим особо опасным болезням животных. Опасения также вызывает циркуляция в европейских странах возбудителей блютанга, классической чумы свиней, гриппа птиц, везикулярной болезни свиней, а также территориальное продвижение в восточном направлении губкообразной энцефалопатии крупного рогатого скота (коровьего бешенства), ранее регистрировавшейся преимущественно в странах Западной Европы. В целях недопущения заноса на территорию Российской Федерации возбудителей вышеперечисленных болезней предпринимаются следующие меры:

- для снижения риска заноса и распространения ящура вдоль южной границы Российской Федерации создана буферная зона, в которую входят территории 34 субъектов Российской Федерации, где ежегодно проводится 13,8 млн. головообработок крупного и 19,5-22,2 млн. головообработок мелкого рогатого скота;

- проводится постоянный мониторинг особо опасных болезней при ввозе животных в Российскую Федерацию;

- определен порядок ввоза из стран Евросоюза крупного рогатого скота, вакцинированного против блютанга. Здесь нужно отметить, что проблема по предотвращению заноса вируса этой болезни из Европы остро встала перед ветеринарной службой России после широкого распространения блютанга (начиная с 2006 года) в европейских странах с развитым животноводством и выявления возбудителя блютанга у племенного крупного рогатого скота, ввезенного в Россию из Европы. Принятые меры позволили предотвратить распространение блютанга на территории Российской Федерации.

При рассмотрении сложившейся в настоящее время нынешней эпизоотической ситуации в Российской Федерации в первую очередь необходимо обратить внимание на ситуацию с болезнями, общими для человека и животных, а также классическую и африканскую чуму свиней.

Меры, предпринимаемые в целях обеспечения благополучия по сибирской язве и классической чуме свиней, позволили обеспечить стабильную эпизоотическую ситуацию, а по туберкулезу отмечается улучшение эпизоотической ситуации. Количество случаев заболевания животных бруцеллезом и бешенством за последние годы увеличилось, продолжает оставаться сложной эпизоотическая ситуация по лейкозу. Для уменьшения количества пунктов, не благополучных по бруцеллезу и лейкозу, требуется корректировка стратегии борьбы с этими болезнями, а в случае с бешенством имеет значение объем средств федерального бюджета, выделяемых для проведения противоэпизоотических мероприятий, в том числе для оральной вакцинации диких плотоядных животных (лис, енотов, собак, волков).

Основной проблемой в течение последних нескольких лет является распространение на территории Российской Федерации африканской чумы свиней (далее - АЧС).

Необходимость принятия стратегических решений в области эпизоотического благополучия Российской Федерации по АЧС обусловлена следующими проблемами:

- циркуляция вируса АЧС среди диких кабанов, обитающих на обширных территориях Южного и Северо-Кавказского федеральных округов, включая особо охраняемые природные территории регионального и федерального значения;

- постоянная регистрация многочисленных вспышек АЧС среди домашних свиней на территориях Южного и Северо-Кавказского федеральных округов с 2008 года. По признакам и характеристикам МЭБ, АЧС в настоящее время является эндемичной (постоянно присутствующей на территории страны) болезнью животных для Российской Федерации, т.е. присутствие АЧС на упомянутых территориях неизбежно в ближайшие годы;

- в связи с биологическими особенностями возбудителя АЧС до настоящего времени в мире не разработаны вакцины против этого заболевания, что существенно затрудняет решение задач по предотвращению дальнейшего распространения АЧС;

- в настоящее время создалась реальная угроза распространения АЧС за пределы Южного и Северо-Кавказского федеральных округов и, в частности, заноса возбудителя АЧС на территории субъектов Российской Федерации с развитым интенсивным свиноводством (Белгородская, Воронежская и Саратовская области). В случае весьма вероятного неблагоприятного развития событий масштабы экономического ущерба от распространения АЧС могут негативно сказаться на развитии отечественного свиноводства в целом.

В целях обеспечения устойчивого эпизоотического благополучия Российской Федерации по АЧС, предотвращения связанных с ее распространением негативных последствий для интенсивного развития свиноводства, перерабатывающей мясной промышленности и создания условий для свободного перемещения свиней, продуктов свиноводства на всей территории Российской Федерации необходимо решение следующих задач:

- создание системы перевозок особо опасных грузов для обеспечения оперативной доставки патологического материала для исследования на АЧС из субъектов Российской Федерации в специально оснащенный для этих целей федеральный референтный диагностический центр;

- закупка и поставка в субъекты Российской Федерации современных средств проведения противоэпизоотических мероприятий;

- организация обучения ветеринарных специалистов методам диагностики АЧС и борьбы с этой инфекцией;

- осуществление эпизоотологического мониторинга распространения и возможных путей передачи вируса АЧС на территории Российской Федерации;

- предоставление субсидий субъектам Российской Федерации на предоставление субсидий крестьянским (фермерским) и личным подсобным хозяйствам на перепрофилирование производителей свинины на другие виды животноводства в неблагополучных по африканской чуме свиней субъектах Российской Федерации;

- проведение мероприятий по снижению численности и миграционной активности диких свиней до значений, позволяющих ликвидировать африканскую чуму свиней;

- строительство, оснащение и реконструкция ветеринарных лабораторий на региональном уровне Российской Федерации;

- строительство, оснащение и реконструкция утилизационных заводов;

- оснащение ветеринарных служб субъектов Российской Федерации техническими средствами.