Действующий

Об утверждении стратегии развития мясного животноводства в Российской Федерации до 2020 года

11. Таможенно-тарифное регулирование


Одним из основных факторов развития отрасли является обеспечение эффективного режима таможенно-тарифного регулирования импорта и его совершенствование с учетом изменения ситуации на рынке.

В целях стимулирования развития отечественного производства мяса с 2003 года действует режим тарифного квотирования импорта говядины, свинины и мяса домашней птицы. Он оказал положительное влияние на состояние российского рынка мяса. Ограничение импорта мяса привело к стабилизации цен на внутреннем рынке и росту конкурентоспособности отечественной продукции, что позволяет отечественным производителям повысить рентабельность реализации мяса и стимулирует их к расширению его производства.

Ставки ввозных таможенных пошлин на эту продукцию применяются в соответствии с Единым таможенным тарифом Таможенного союза, утвержденным Решением Межгоссовета ЕврАзЭС (Высшего органа Таможенного союза) от 27 ноября 2009 года N 18.

Решением Комиссии Таможенного союза от 18 ноября 2010 года N 505 "О перечне товаров, в отношении которых с 1 января 2011 года устанавливаются тарифные квоты, а также объемы тарифных квот для ввоза этих товаров на территории государств - членов Таможенного союза" утверждены объемы тарифных квот.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2010 года N 1111 "О тарифных квотах на говядину, свинину и мясо домашней птицы в 2011 году" (Собрание законодательства Российской Федерации, N 1, ст.233) установлены объемы тарифных квот и определены основные принципы тарифного квотирования в отношении мясной продукции:

- установление тарифных квот в отношении мясной продукции на 2011 год в объемах, учитывающих разницу между производством и потреблением мясной продукции на внутреннем рынке с учетом прогнозного баланса ресурсов и использования мяса и мясных продуктов;

- сохранение "странового" принципа распределения квот с учетом международных договоренностей Российской Федерации, кроме мяса домашней птицы;

- сохранение "исторического" принципа распределения объемов тарифных квот между участниками внешней экономической деятельности в 2011 году, исходя из объемов, ввезенных ими за три года, предшествующие расчетному.

На 2011 год снижен объем квоты на мясо домашней птицы (на 430 тыс. тонн). При этом квота установлена только на куриные окорочка и ножки, фарш индейки и курицы.

Представляется целесообразным и в дальнейшем снижать объем тарифных квот на мясо птицы и свинины, а также рассмотреть возможность использования других механизмов регулирования, направленных на повышение оперативности принятия решений.

Кроме того, необходимо уделить внимание совершенствованию системы предоставления тарифных преференций. В настоящее время при ввозе мяса из развивающихся стран предоставляется два типа тарифных преференций: тарифная квота (когда на квотное мясо установлена льготная ставка ввозной таможенной пошлины) и скидки по таможенным пошлинам в зависимости от страны происхождения товара (при ввозе из развивающихся стран как квотного, так и внеквотного мяса предоставляется 25% скидка).

С учетом сложившейся географической структуры ввоза мясной продукции в Российскую Федерацию основными развивающимися странами - пользователями системы тарифных преференций Таможенного союза являются Бразилия, Китай, Таиланд, уровень развития животноводства которых сопоставим с уровнем развития животноводства в развитых странах мира (США, Европейский союз и другие), в отношении которых тарифные преференции не предоставляются.

Доля поставок мяса и мясопродуктов из развивающихся стран значительна и достигает 50% от общего объема ввоза по говядине и свинине.

Предполагается исключить из перечня товаров, происходящих из развивающихся и наименее развитых стран, в отношении которых при ввозе на территорию Российской Федерации предоставляются тарифные преференции, группу 02 ТН ВЭД ТС, что позволит повысить эффективность принимаемых мер таможенно-тарифного регулирования импорта мяса.