Долгосрочное развитие животноводства требует хорошего племенного материала и наличия в Российской Федерации собственных исходных линий и чистопородных животных. Но пока что сохраняется серьезная зависимость от импортного материала.
Россия располагает племенными ресурсами, генетические возможности которых на практике еще далеко не реализованы, и остается, по данным ФАО, одной из немногих стран, обладающих разнообразием генофонда животных.
Генофонд животноводства представлен 42 видами домашних животных, 744 породами, типами, кроссами и свидетельствует о широких возможностях для современной и будущей селекции.
В государственном племенном регистре на 1 января 2011 года зарегистрированы стада 2702 организаций по племенному животноводству различных направлений продуктивности, в том числе 752 племенных завода, 1845 племенных репродукторов и 105 генофондных хозяйств, которые в основном обеспечивают потребности сельхозпроизводителей в племенной продукции.
Вместе с тем, конкурентоспособность поставляемой на внутренний рынок отечественной племенной продукции, ее объемы еще недостаточны с учетом предпринимаемых государством мер по ускоренному развитию отрасли животноводства.
В целях дальнейшего эффективного развития отрасли необходимо создать сеть селекционно-генетических центров в птицеводстве и в свиноводстве для решения задачи обеспечения российского мясного животноводства собственными исходными линиями и чистокровными животными и уменьшения зависимости от поставок импортного материала. Племенная работа селекционно-генетических центров должна быть в первую очередь направлена на выведение и совершенствование племенного поголовья "материнских" и "отцовских" специализированных сочетающихся линий свиней методом замкнутого линейного чистопородного разведения и получения кроссированного молодняка. Во-вторых, обеспечить бесперебойное воспроизводство племенного и кроссированного молодняка племенным и товарным предприятиям.
Эффективное производство немыслимо без использования достижений современной генетики, четкой специализации хозяйств на племенном деле и товарном производстве, что обеспечивается высоким генетическим потенциалом маточного и товарного стад и высоким статусом здоровья животных.
Рост государственной поддержки за последние 4 года позволил увеличить племенное маточное поголовье крупного рогатого скота на 12,4% и довести его долю к общей численности маточного поголовья с 7% до 9,5%. В результате значительно возросла реализация отечественного племенного молодняка, в 2006-2009 годах было поставлено молодняка крупного рогатого скота более 300 тыс. голов.
В то же время отсутствие финансирования племенного животноводства приведет к заметному сокращению племенной базы, уменьшению реализации отечественного племенного молодняка и дефициту скота для постановки на вводимых новых молочных комплексах и фермах.
По расчетам удельный вес племенного молодняка крупного рогатого скота может снизиться с 10,9% до 7%, реализация отечественного племенного молодняка соответственно с 95 тыс. голов до 35-40 тыс. голов.
В результате может существенно возрасти завоз импортного племенного молодняка, на что потребуются значительные финансовые ресурсы. В последующем даже при выделении большого объема финансовых средств на поддержку племенного животноводства для восстановления отечественной племенной базы молочного скотоводства потребуются многие годы.
Предлагается предусмотреть модернизацию организационной структуры и сервисной системы обеспечения племенной работы.
Реализация предлагаемых изменений позволит упорядочить деятельность организаций по племенному животноводству, определить функции, права и обязанности юридических и физических лиц, осуществляющих деятельность в области племенного животноводства, и создать необходимые условия для стабильного функционирования рынка племенной продукции.