В соответствии с частью 2 статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации органы государственной власти размещают заказы на выполнение работ по тушению лесных пожаров в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2008 года N 236-р утвержден Перечень товаров (работ, услуг), размещение заказов на поставки (выполнение, оказание) которых осуществляется путем проведения аукциона. Борьба с лесными пожарами (код по общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, продукции и услуг 0240500) включена в указанный перечень.
Согласно части 2 статьи 53 Лесного кодекса Российской Федерации привлечение граждан, юридических лиц для тушения лесных пожаров осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера". Лесные пожары рассматриваются как чрезвычайные ситуации.
На основании части 1 статьи 48 Федерального закона от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера заказчик, уполномоченный орган проводят предварительный отбор участников размещения заказа, квалификация которых соответствует предъявляемым требованиям и которые могут в возможно короткий срок без предварительной оплаты и (или) с отсрочкой платежа осуществить поставки необходимых товаров, выполнение работ, оказание услуг (далее также - предварительный отбор).
По результатам предварительного отбора составляется перечень поставщиков, включающий в себя участников размещения заказа, прошедших предварительный отбор, в целях размещения у них заказа на поставку указанных товаров, выполнение работ либо оказание услуг для государственных или муниципальных нужд путем запроса котировок.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2006 года N 261-р установлен Перечень товаров, работ, услуг, необходимых для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера.
В указанный Перечень включены, в том числе, аварийно-спасательные и аварийно-восстановительные работы в зоне чрезвычайной ситуации, услуги по доставке сил и средств, предназначенных для ликвидации чрезвычайной ситуации, в зону чрезвычайной ситуации.
Учитывая, что объемы работ по обеспечению пожарной безопасности, предусмотренные пунктами 5 части 1 статьи 53 Лесного кодекса Российской Федерации, невозможно спрогнозировать заранее, а также учитывая то, что их выполнение относится к ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, размещение заказов на выполнение указанных работ проводится по правилам главы 5 Закона о размещении заказов "Размещение заказов путем запроса котировок в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера".
Решение о способе размещения заказа принимается заказчиком, уполномоченным органом согласно части 3 статьи 10 Федерального закона от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ в соответствии с положениями названного Федерального закона.
Основным документом, дающим право органу государственной власти субъекта Российской Федерации осуществлять расходы, связанные с тушением лесных пожаров, является государственный контракт (договор).
При определении цены государственного контракта учитываются следующие обстоятельства:
1) налог на добавленную стоимость в стоимость государственного контракта не включается.
Согласно подпункту 19 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) на территории Российской Федерации проведение работ (оказание услуг) по тушению лесных пожаров.
Пунктом 6 указанной статьи Кодекса определено, что перечисленные в данной статье операции не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) при наличии у налогоплательщиков, осуществляющих эти операции, соответствующих лицензий на осуществление деятельности, лицензируемой в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий письмом от 3 октября 2008 года N 19-1-15-3350 установило, что деятельность по тушению пожаров, осуществляемая организациями Рослесхоза, а также иными юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, привлекаемыми в установленном порядке органами государственной власти субъектов Российской Федерации для выполнения работ (оказания услуг) по тушению лесных пожаров, не подлежит лицензированию.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, привлекаемые в установленном порядке органами государственной власти субъектов Российской Федерации для выполнения работ (оказания услуг) по тушению лесных пожаров, при отсутствии лицензии вправе применять освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость в соответствии с подпунктом 19 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса, при выполнении требований, установленных пунктом 4 названной статьи;
2) накладные расходы (организационно-управленческие и административно-хозяйственные расходы, расходы на обслуживание и содержание, включая расходы на добровольное страхование основных средств, используемых при тушении лесных пожаров) в стоимости государственного контракта не должны превышать 20% от суммы прямых расходов;
3) величина нормативной прибыли не должна превышать 15%.
В случае если органом государственной власти субъекта Российской Федерации для организации и выполнения работ по тушению лесных пожаров созданы специализированные государственные учреждения, то в таких учреждениях к расходам на тушение лесных пожаров относятся только прямые расходы без учета накладных расходов и прибыли.
Оплата работ по тушению лесных пожаров, выполненных по государственным контрактам (договорам), производится на основании актов выполненных работ, к которым прилагаются все документы, подтверждающие произведенные затраты.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 года N 47 "О правилах ведения организациями, выполняющими государственный заказ за счет средств федерального бюджета, раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности" организация, выполняющая государственный заказ за счет средств федерального бюджета, осуществляет учет затрат, связанных с его выполнением, отдельно по каждому государственному заказу. Формирование полной и достоверной отчетной информации, порядок раскрытия этой информации в бухгалтерской отчетности осуществляется в соответствии с принятыми нормативными документами по бухгалтерскому учету.
Учет затрат на тушение лесных пожаров осуществляется на основании первичных учетных документов (оправдательных документов), подтверждающих расходы на тушение лесных пожаров.
Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать следующие обязательные реквизиты:
наименование документа;
дату составления документа;
наименование организации, от имени которой составлен документ;
содержание хозяйственной операции;
измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;