УТВЕРЖДАЮ
Президент
Российской Федерации
В.Путин
4 декабря 2003 года N Пр-2194

     

Основы государственной политики в области обеспечения химической и биологической безопасности Российской Федерации на период до 2010 года и дальнейшую перспективу

     

     

I. Общие положения

1. Настоящие Основы определяют цель, основные принципы, приоритетные направления, задачи и меры государственной поддержки в области обеспечения химической и биологической безопасности личности, общества и государства (далее - химическая и биологическая безопасность), а также механизмы и этапы реализации государственной политики в этой области.

2. Правовой базой настоящих Основ являются Конституция Российской Федерации, федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также международные договоры и соглашения, участницей которых является Российская Федерация, в области обеспечения химической и биологической безопасности.

3. Обеспечение химической и биологической безопасности является одним из важнейших направлений укрепления национальной безопасности Российской Федерации.

4. Общее руководство реализацией настоящих Основ осуществляет Президент Российской Федерации.

II. Основные факторы, определяющие государственную политику в области обеспечения химической и биологической безопасности

5. Усиливающееся негативное влияние химических и биологических факторов на население, производственную и социальную инфраструктуру и экологическую систему, увеличение риска возникновения чрезвычайных ситуаций (в том числе ввиду террористических воздействий) на потенциально опасных химических и биологических объектах различной организационно-правовой формы и формы собственности (далее - опасные объекты) представляют возрастающую угрозу жизнедеятельности человека, национальной безопасности, социально-экономическому развитию Российской Федерации.

6. Необходимость повышения уровня химической и биологической безопасности обусловлена следующими факторами:

нарастающим количеством опасных объектов с близкими к предельным или полностью исчерпанными техническими и технологическими ресурсами;

наличием накопителей токсичных производственных отходов, территорий (акваторий), подвергшихся техногенным загрязнениям в процессе хозяйственной деятельности предприятий и организаций промышленности (в том числе при уничтожении химического оружия), а также естественных резервуаров патогенных микроорганизмов наряду с отсутствием в большинстве регионов предприятий по переработке (утилизации) опасных химических и биологических материалов;

снижением общего уровня профессиональной подготовки технического и обслуживающего персонала, нарушениями правил и порядка обеспечения физической защиты, хранения, обращения и утилизации опасных объектов и материалов;

отступлением от технических и технологических норм при производстве специализированного оборудования, технических систем (средств), а также от требований и условий, предусмотренных проектно-монтажной документацией, при строительстве (модернизации) опасных объектов;

активизацией террористических проявлений в отношении опасных объектов;

возрастанием вероятности экологических катастроф, связанным с широкомасштабным использованием экологически несовершенных в отношении обеспечения химической и биологической безопасности технологий в промышленности, сельском хозяйстве, энергетике, на транспорте и в жилищно-коммунальном комплексе;

недостаточно эффективным государственным управлением и регулированием в области обеспечения безопасности населения, производственной и социальной инфраструктуры и экологической системы в условиях нарастания угроз техногенного, природного и террористического характера;

ослаблением государственных функций надзора и технического регулирования в области обеспечения химической и биологической безопасности, в том числе в процессе приватизации (смены собственника) опасных объектов;

положениями международных договоров и соглашений, участницей которых является Российская Федерация, в области обеспечения химической и биологической безопасности.

III. Цель, основные принципы и приоритетные направления государственной политики в области обеспечения химической и биологической безопасности

7. Целью государственной политики в области обеспечения химической и биологической безопасности является последовательное снижение до минимально приемлемого уровня риска воздействия опасных химических и биологических факторов на население, производственную и социальную инфраструктуру и экологическую систему.

Основу государственной политики в области обеспечения химической и биологической безопасности составляют совершенствование и упрочение института химической и биологической безопасности, активизация функций государства, регулирующих последовательное снижение негативного воздействия различных факторов на обеспечение химической и биологической безопасности.

Решение этих задач достигается путем создания государственной системы обеспечения химической и биологической безопасности Российской Федерации (как подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций), предусматривающей категорирование, прогнозирование, предупреждение и парирование угроз химической и биологической безопасности, ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций в результате воздействия химических и биологических факторов.

8. Основными принципами государственной политики в области обеспечения химической и биологической безопасности являются:

приоритетное обеспечение охраны жизни и здоровья людей на территории Российской Федерации;

соблюдение законодательства Российской Федерации, а также принятых Российской Федерацией обязательств по международным договорам и соглашениям в области обеспечения химической и биологической безопасности, соблюдение санитарно-гигиенических и санитарно-эпидемиологических норм и правил, стандартов безопасности;

приоритетное обеспечение защищенности критически важных химических и биологических объектов производственной и социальной инфраструктуры;

рациональное сочетание интересов и взаимной ответственности личности, общества и государства;

соответствие задач государственной системы обеспечения химической и биологической безопасности потребностям и экономическим возможностям страны;

доступность для населения Российской Федерации информации в области обеспечения химической и биологической безопасности.

9. Приоритетными направлениями государственной политики в области обеспечения химической и биологической безопасности являются: совершенствование государственного регулирования и нормативно-правовой базы; развитие промышленной политики, фундаментальной и прикладной науки, технологий и техники; предупреждение чрезвычайных ситуаций и ликвидация их последствий; антитеррористическая деятельность; подготовка и повышение квалификации кадров.

IV. Основные задачи государственной политики в области обеспечения химической и биологической безопасности

10. Основными задачами в области совершенствования государственного регулирования являются:

развитие механизмов государственного управления, координации и контроля, в том числе путем законодательного определения полномочий и ответственности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, органов управления опасными объектами и эксплуатирующими эти объекты организациями, а также развитие механизмов их взаимодействия;

определение необходимых объемов и источников финансовых ресурсов (бюджетных и внебюджетных), их выделение (привлечение) на реализацию программ и планов мероприятий в области обеспечения химической и биологической безопасности;

развитие механизмов гарантированного государственного обеспечения и социальной защиты различных категорий граждан, пострадавших от воздействия опасных химических и биологических факторов, а также проживающих в зонах защитных мероприятий, проводимых на объектах по хранению и уничтожению химического оружия и на других опасных объектах;

повышение эффективности государственного регулирования антитеррористической деятельности, предусматривающей обеспечение защищенности опасных объектов, мест массового скопления людей и иных возможных целей для террористических проявлений;

развитие государственного управления на федеральном, региональном, территориальном, отраслевом и местном уровнях (в том числе на уровне объекта) в области создания и совершенствования системы разработки, производства, накопления и освежения запасов средств защиты от воздействия опасных химических и биологических факторов в интересах обеспечения безопасности населения, производственного и обслуживающего персонала опасных объектов, личного состава аварийно-спасательных служб, специальных антитеррористических подразделений, а также подразделений, привлекаемых к ликвидации чрезвычайных ситуаций;

обеспечение способности Российской Федерации противодействовать разработке, приобретению, производству и накоплению химического и биологического оружия другими государствами, в том числе путем поддержания на достаточном уровне средств защиты от химического и биологического оружия, а также антитеррористического и военного потенциала сдерживания применения этого оружия;

развитие международного сотрудничества, включая совершенствование международной кооперации и механизмов реализации международных договоров и соглашений, участницей которых является Российская Федерация, в области обеспечения химической и биологической безопасности.

11. Основными задачами в области совершенствования нормативно-правовой базы являются:

разработка проектов федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, иных нормативных правовых актов в области обеспечения химической и биологической безопасности, регламентирующих деятельность и механизмы ответственности органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, органов управления опасными объектами, контрольных и надзорных органов, физических и юридических лиц;

гармонизация нормативно-правовой базы Российской Федерации в области обеспечения химической и биологической безопасности с нормами международного права, международными договорами и соглашениями, участницей которых является Российская Федерация, в области обеспечения химической и биологической безопасности;

разработка и внедрение технических регламентов для различных видов промышленной деятельности, обеспечивающих выполнение требований химической и биологической безопасности, а также общих и специальных регламентов по вопросам охраны и физической защиты опасных объектов, внедрение системы сертификации работ по охране труда на указанных объектах;

повышение персональной и корпоративной ответственности за нарушение правил учета, хранения, обращения и транспортировки проб или коллекционных образцов штаммов особо опасных инфекций, отравляющих веществ, ядовитых веществ и химических соединений, иных опасных материалов, применяемых в сельском хозяйстве, здравоохранении и других отраслях экономики, а также за непринятие мер по их своевременной утилизации (переработке);

обеспечение возможности принудительных обсервации или карантина для лиц, заболевших в результате нахождения в зоне высокого риска инфекционного заболевания либо находившихся в этой зоне.

12. Основными задачами в области совершенствования промышленной политики являются:

проведение комплекса мероприятий по развитию систем, средств и методов технической диагностики объектов и оборудования, отработавших расчетный ресурс, но используемых на опасных объектах, при эксплуатации и перевозках опасных материалов, а также проведение контроля за осуществлением текущего и капитального ремонта основных фондов опасных объектов;

создание баз данных по надежности функционирования опасных объектов и технического оборудования, оценке эффективности действующих и внедряемых мер безопасности на опасных объектах;

совершенствование систем контроля, управления, в том числе автоматической противоаварийной защиты технологических процессов, обеспечение эффективного функционирования дежурно-диспетчерской службы предприятий;

разработка и внедрение систем безопасности для всех видов транспортных средств, используемых при перевозке опасных химических и биологических грузов, обеспечение непрерывного мониторинга их состояния и местоположения, оптимизация системы перевозок таких грузов;

проведение комплекса инженерных мероприятий по снижению риска воздействия опасных химических и биологических факторов на население, производственную и социальную инфраструктуру и экологическую систему при проектировании, строительстве, эксплуатации и выводе из эксплуатации опасных объектов;

введение обязательного лицензирования деятельности (кроме подразделений и частей внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации) на опасных объектах, в том числе по обеспечению физической защиты и охраны опасных объектов;

создание и развитие (с учетом мобилизационной готовности) научно-промышленной базы, специализирующейся на выпуске отечественных систем (средств) материально-технического и иных видов обеспечения химической и биологической безопасности;

разработка и внедрение импортозамещающих технологий, материалов, комплектующих и других видов продукции;

внедрение современных методик (в том числе экспресс-методов) и оборудования для оснащения контрольных и надзорных органов средствами индикации и контроля за содержанием токсичных материалов, патогенных микроорганизмов и экопатогенов в окружающей среде, продуктах питания и лекарственных средствах;

введение обязательного лицензирования работ (услуг) по осуществлению дезинфекционной, дезинсекционной и дератизационной деятельности;

разработка и внедрение средств, способов и механизмов защиты информации в области обеспечения химической и биологической безопасности.

13. Основными задачами в области развития фундаментальной и прикладной науки, технологий и техники по обеспечению химической и биологической безопасности являются:

разработка методов и средств своевременного выявления угроз, оценки опасности и выработки предложений в области обеспечения химической и биологической безопасности и ликвидации последствий;

разработка и внедрение информационных и прогнозно-аналитических систем, в том числе геоинформационных экспертных систем, развитие комплексных исследований в сфере математического моделирования для выявления закономерностей в области обеспечения химической и биологической безопасности, выработки вероятных сценариев развития ситуаций и поддержки принятия соответствующих решений;

разработка для опасных объектов экономически приемлемых технологий, исключающих или в максимальной степени снижающих использование в технологическом цикле токсичных веществ и патогенных микроорганизмов и минимизирующих их негативное воздействие на население, производственную и социальную инфраструктуру и экологическую систему;

разработка и внедрение систем комплексной индивидуальной и коллективной защиты от опасных химических и биологических факторов, разработка и производство специальных медицинских средств защиты и лечения;

разработка экологически безопасных технологий утилизации химически и биологически опасных бытовых и промышленных отходов, реабилитации территорий (акваторий), подвергшихся воздействию техногенных (антропогенных) загрязнений, а также совершенствование соответствующих технологий уничтожения запасов химического оружия, снижения активности естественных резервуаров патогенных микроорганизмов.

14. Основными задачами в области предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в результате воздействия химических и биологических факторов являются:

совершенствование систем предупреждения и оповещения населения, а также оповещения персонала о чрезвычайных ситуациях на опасных объектах;

совершенствование системы обучения населения действиям в условиях химически и биологически опасных чрезвычайных ситуаций;

разработка единых для федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации комплексных методик оценки химической и биологической безопасности опасных объектов, в том числе оценки химической и биологической обстановки, сложившейся в результате чрезвычайной ситуации;

совершенствование методов и средств предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (в том числе на ранних стадиях) на опасных объектах, в очагах и зонах загрязнения (поражения), включая возникшие при перевозке опасных грузов;

создание систем мониторинга окружающей среды в районах расположения опасных объектов для оценки и оперативного прогнозирования возможных зон загрязнения (поражения) при чрезвычайных ситуациях, их сопряжение с едиными дежурно-диспетчерскими службами, локальными системами оповещения и силами реагирования на уровне объекта, на местном и территориальном уровнях;

совершенствование систем мониторинга социальной напряженности в районах размещения опасных объектов;

выполнение мероприятий по уничтожению токсичных материалов и патогенных микроорганизмов;

модернизация и развитие клинических учреждений, обновление материально-технической базы аналитических лабораторий в целях обеспечения разработки и применения современных медицинских технологий профилактики, диагностики, лечения и реабилитации населения при опасных химических и биологических воздействиях;

обеспечение безопасности продуктов питания и лекарственных средств, производимых из генетически измененных материалов, безопасности экологической системы от проникновения чужеродных биологических видов организмов, прогнозирование генетических аспектов биологической безопасности; создание системы государственного контроля за оборотом генетически модифицированных материалов;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»