Производство строительных материалов, являющееся одним из наиболее капиталоемких видов деятельности с достаточно продолжительными сроками окупаемости капитальных вложений, невозможно без прямой и косвенной государственной поддержки. Для реализации Стратегии потребуется более 1566 млрд. рублей, или в среднем около 156 млрд. рублей ежегодно, что в 3 раза превышает объемы инвестиций, вкладываемых в производство основных строительных материалов в последние годы (около 50 млрд. рублей). Расчет объемов финансирования Стратегии приведен в приложении N 13 к Стратегии.
Оценка потребности в инвестициях до 2020 года базируется на необходимости технического перевооружения имеющегося производственного потенциала отрасли в соответствии с установившимся в мировой практике жизненным циклом производственного оборудования и ускоренного наращивания дополнительных мощностей для полного обеспечения потребностей строительного комплекса в строительных материалах как по объему, так и по качеству выпускаемой продукции.
Расчет минимальной потребности в инвестиционных ресурсах, необходимых для обеспечения ввода мощностей и выпуска прогнозируемых объемов основных строительных материалов, проведен исходя из стоимости строительства аналогичных объектов.
При оценке потребности в инвестициях до 2020 года учитывалась необходимость технического перевооружения имеющегося производственного потенциала предприятий по производству строительных материалов в Российской Федерации каждые 5 лет. В соответствии с установившимся в последнее время в мировой практике жизненным циклом оборудования (в среднем 5-7 лет) это необходимо для поддержания конкурентоспособности продукции предприятий на современном рынке.
Развитие эффективных институтов взаимодействия государства и бизнеса в средне- и долгосрочной перспективе должно стать одним из важнейших направлений деятельности государства. Прогнозируется, что в ближайшие годы объем государственных инвестиций будет оставаться на достаточно высоком уровне - около 4 процентов внутреннего валового продукта.
Общий уровень расходов на развитие инфраструктуры строящихся предприятий должен увеличиваться за счет привлечения внебюджетных средств, государственно-частного партнерства, использования созданных институтов развития, в том числе Инвестиционного фонда Российской Федерации и Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства.
Внедрение таких новых механизмов в сфере государственных инвестиций, как создание концессий, механизмов государственно-частного партнерства, передача части программ на аутсорсинг, предполагает сокращение уровня расходов государства при более высоком уровне эффективности вложений.
В качестве основных источников инвестиций в модернизацию действующих и строительство новых предприятий по производству строительных материалов будут использоваться внебюджетные средства - собственные средства предприятий и привлеченные средства, в том числе кредиты российских банков и инвестиции иностранных компаний. Собственные средства предприятий будут формироваться как за счет прибыли, так и за счет амортизационных отчислений примерно в равных долях.
Важнейшим изменением в структуре источников финансирования является ожидаемое увеличение объемов привлеченных средств для обеспечения технического развития с учетом социально-экономического развития субъектов Российской Федерации на долгосрочную перспективу.
Значительным источником возможного дополнительного объема инвестиций должны стать заинтересованные крупные корпоративные структуры, включающие в себя предприятия, на базе которых возможно создание кластеров - объединений предприятий и исследовательских лабораторий по выпуску конкурентоспособных строительных материалов, изделий и конструкций как на внутреннем, так и на внешнем рынках.
Бюджетное финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в рамках Стратегии не планируется. Финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ прогнозируется в объеме более 2,23 млрд. рублей за счет внебюджетных средств хозяйствующих субъектов, занятых в строительном комплексе, в размере более 220 млн. рублей в среднем за год. Это позволит выполнить научно-исследовательские работы, которые будут в основном направлены на создание нанопродуктов и внедрение научных разработок в производство строительных материалов.
Комплекс мероприятий по реализации Стратегии приведен в приложении N 14 к Стратегии.