Паспорт федеральной целевой программы "Русский язык" на 2011-2015 годы
Наименование Программы | - | федеральная целевая программа "Русский язык" на 2011-2015 годы |
Дата принятия решения о разработке Программы, дата ее утверждения (наименование и номер соответствующего нормативного акта) | - | распоряжение Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 года N 164-р |
Государственные заказчики Программы | - | Министерство образования и науки Российской Федерации; |
Государственный заказчик - координатор Программы | - | Министерство образования и науки Российской Федерации |
Основные разработчики Программы | - | Министерство образования и науки Российской Федерации; |
Цели и задачи Программы | - | целями Программы являются поддержка, сохранение и распространение русского языка, в том числе среди соотечественников, проживающих за рубежом. |
Задачами Программы являются: | ||
в Российской Федерации: | ||
обеспечение реализации функции русского языка как государственного языка Российской Федерации; | ||
в зарубежных странах: | ||
поддержка русского языка как основы развития интеграционных процессов в государствах - участниках Содружества Независимых Государств; | ||
Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы | - | целевыми индикаторами Программы являются: |
доля обучающихся по программам начального общего и основного общего образования, изучающих русский язык как неродной, в общей численности обучающихся; | ||
количество зарубежных стран, в которых более 1 процента населения владеет русским языком; | ||
количество государств - участников Содружества Независимых Государств, в которых более 20 процентов населения владеет русским языком; | ||
доля соотечественников, проживающих за рубежом и сохраняющих языковые и этнокультурные связи с Россией, в общей численности соотечественников, проживающих за рубежом. | ||
Основными показателями Программы, отражающими ход ее реализации, являются: | ||
количество справочно-информационных ресурсов по русскому языку; | ||
количество учебников и (или) учебных пособий по русскому языку и литературе, рекомендованных (допущенных) к использованию в учебном процессе в школах с обучением на родном (нерусском) и русском (неродном) языках в связи с утверждением федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения; | ||
численность лиц, успешно прошедших повышение квалификации и переподготовку по вопросам преподавания русского языка как неродного в образовательных учреждениях; | ||
численность участников культурно-просветительских мероприятий, популяризирующих русский язык, литературу и культуру России, осуществляемых за рубежом; | ||
количество комплектов учебников и учебных пособий, научно-популярных книг и журналов по русскому языку, литературе и культуре России, поставленных в представительства Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству в государствах - участниках Содружества Независимых Государств; | ||
численность лиц, прошедших тестирование по русскому языку как иностранному; | ||
количество мероприятий научно-методического, образовательного и культурно-просветительского характера для соотечественников, проживающих за рубежом; | ||
количество представительств Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству, в которых внедрено разработанное апробированное программно-методическое обеспечение глобальной системы использования специальных дистанционных технологий в обучении русскому языку за рубежом | ||
Сроки и этапы реализации Программы | - | Программа осуществляется в 2011-2015 годах в 2 этапа: |
второй этап (2013-2015 годы) - апробация разработанных на первом этапе методологических подходов и методик, практическое внедрение и распространение результатов, полученных по итогам реализации первого этапа, тиражирование и распространение книг, учебников и методических пособий, внедрение программно-методического обеспечения системы использования специальных дистанционных технологий в обучении русскому языку за рубежом, создание координационно-методических центров глобальной системы использования специальных дистанционных технологий в обучении русскому языку за рубежом | ||
Объем и источники | - | объем финансирования мероприятий Программы (в ценах соответствующих лет) составит 2512,634 млн. рублей, в том числе: |
(Позиция в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2015 года N 773. - См. предыдущую редакцию) | ||
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели ее социально-экономической эффективности | - | рост объема информационных ресурсов по русскому языку - в 2,7 раза; |
увеличение численности преподавателей, прошедших переподготовку и повышение квалификации по вопросам преподавания русского языка как неродного и иностранного, - в 3,5 раза; | ||
увеличение числа учебников и учебных пособий по русскому языку и литературе для школ с обучением на родном (нерусском) и русском (неродном) языках, а также пособий по обучению русскому языку как иностранному - в 2,25 раза; | ||
увеличение количества справочно-информационных ресурсов в сфере русского языка и культуры России в государствах - участниках Содружества Независимых Государств - в 3,5 раза; | ||
увеличение численности участников культурно-просветительских мероприятий, популяризирующих русский язык, литературу и культуру России, осуществляемых за рубежом, - в 6 раз; | ||
увеличение количества комплектов учебников, учебных пособий, научно-популярных книг, художественной литературы, справочных изданий по русскому языку, литературе и культуре России, поставленных в представительства Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству в зарубежных странах (без учета данных в отношении государств - участников Содружества Независимых Государств), -в 4,4 раза. | ||
К росту значений показателей социально-экономической эффективности Программы относятся: | ||
рост обеспеченности населения лингвокультурологической информацией в сфере русского языка и литературы - с 38 до 54,8 процента; | ||
рост доступности для населения просветительских мероприятий, популяризирующих русский язык, литературу и культуру России, - с 21 до 45,7 процента; | ||
рост численности преподавателей, прошедших переподготовку по вопросам преподавания русского языка как неродного и иностранного, - с 3400 до 12 тыс. человек; | ||
рост доступности использования специальных дистанционных технологий в обучении русскому языку и литературе для лиц из государств - участников Содружества Независимых Государств - с 22 до 38 процентов; | ||
рост доступности для соотечественников, проживающих за рубежом, информационных материалов по русскому языку и культуре России - с 38 до 40 процентов; | ||
рост доступности использования специальных дистанционных технологий в обучении русскому языку и культуре России для соотечественников (детей и взрослых), проживающих за рубежом, - с 22 до 33 процентов |