В соответствии со статьей 21 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" полномочия по созданию, управлению и обеспечению деятельности учреждений социального обслуживания относятся к органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
При определении объема нормативных затрат, связанных с оказанием услуг государственными (муниципальными) учреждениями социального обслуживания рекомендуется производить расчет по каждой социальной услуге, входящей в состав государственной услуги, оказываемой соответствующей категории граждан, в зависимости от типа и вида учреждения ее предоставляющего.
Для расчета нормативных затрат на оказание единицы государственной услуги рекомендуется использовать нормативный метод.
В расходы на оказание государственных услуг в области социального обслуживания включаются расходы на оказание социально-бытовых, социально-медицинских, социально-психологических, социально-педагогических, социально-экономических, социально-правовых услуг, состав которых приведен в приложении 4 настоящих методических рекомендаций. Реабилитационные услуги нормируются в составе социально-медицинских, социально-бытовых, социально-психологических, социально-педагогических услуг.
Нормативы финансовых затрат могут устанавливаться в расчете на:
одно койко-место в день для учреждений социального обслуживания со стационарной формой обслуживания, оказывающих государственные услуги по социальному обслуживанию граждан пожилого возраста и инвалидов, частично или полностью утративших способность к самообслуживанию и нуждающихся в постоянном постороннем уходе; предоставлению приюта детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, безнадзорным несовершеннолетним детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, гражданам без определенного места жительства и определенных занятий, гражданам, пострадавшим от физического или психического насилия, стихийных бедствий, в результате вооруженных и межэтнических конфликтов, другим потребителям социальной службы, нуждающимся в предоставлении временного приюта; реабилитационные услуги, включающие помощь в профессиональной, социальной, психологической реабилитации инвалидам, лицам с ограниченными возможностями, детям, находящимся в социально опасном положении;
одно место в день для учреждений (отделений) социального обслуживания (комплексных учреждений социального обслуживания) с полустационарной формой обслуживания, оказывающих реабилитационные услуги, включающие помощь в профессиональной, социальной, психологической реабилитации инвалидам, лицам с ограниченными возможностями, детям, находящимся в социально опасном положении;
одного жителя в год для учреждений с нестационарной формой обслуживания - комплексных учреждений социального обслуживания, учреждений (отделений) социального обслуживания на дому, учреждений (отделений) срочного социального обслуживания, учреждений (отделений) срочной социально-консультационной помощи, оказывающих государственные услуги по социальному обслуживанию на дому гражданам пожилого возраста и инвалидам, нуждающимся в постоянном или временном нестационарном социальном обслуживании, консультационной помощи, предоставляемой потребителям социальной службы, по вопросам социально-бытового и социально-медицинского обеспечения жизнедеятельности, психолого-педагогической помощи, социально-правовой защиты, реабилитационные услуги, включающие помощь в профессиональной, социальной, психологической реабилитации гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию и нуждающимся в реабилитационных услугах.
Нормативные затраты на оказание государственных услуг в области социального обслуживания устанавливаются дифференцированно для городской и сельской местности в зависимости от вида учреждения социального обслуживания, формы социального обслуживания по каждой услуге, включенной в ведомственный перечень услуг.
В случае наличия утвержденных натуральных нормативов, характеризующих процесс оказания государственных (муниципальных) социальных услуг, в том числе нормативов питания, оснащения мягким инвентарем, медикаментами, норм потребления расходных материалов, нормативов затрат рабочего времени, типовых штатных расписаний, объемов снижения потребления энергетических ресурсов в соответствии с требованиями энергетической эффективности или иных натуральных параметров оказания социальной услуги указанные натуральные нормативы используются при определении нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) социальных услуг.
В целях обеспечения реализации Федерального закона от 8 мая 2010 года N 83-ФЗ, необходимо разработать и утвердить порядок определения нормативных затрат на оказание государственных услуг в сфере социального обслуживания населения. При разработке порядка следует учитывать ранее разработанные и утвержденные:
социальные нормы и нормативы обеспеченности населения социальными услугами в учреждениях государственного сектора социального обслуживания;
социальные нормативы и натуральные нормы обеспечения деятельности учреждений государственного сектора социального обслуживания;
нормативы и тарифы на гарантированные государством социальные услуги.
Расчеты нормативных затрат рекомендуется уточнять по мере необходимости, но не чаще одного раза в год.