Действующий

Комплексные рекомендации органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления по реализации Федерального закона от 8 мая 2010 года N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений"

II. Анализ сети подведомственных учреждений, принятие решения о выборе типа государственного (муниципального) учреждения


В 2010 году в субъекте Российской Федерации, муниципальном образовании должен быть принят нормативный правовой акт, в силу которого создаются казенные учреждения, в том числе утвержден перечень казенных учреждений.

Рекомендуется уже в 2010 году в отношении всех государственных, муниципальных учреждений определить, как они будут распределены между типами: бюджетное, автономное и казенное.

Основными критериями для распределения учреждений между типами являются следующие:

- осуществление учреждениями государственных, муниципальных функций;

- сферы деятельности учреждений;

- исполнение учреждениями публичных обязательств перед физическими лицами в денежной форме;

- фактический и ожидаемый в среднесрочной перспективе уровень доходов учреждения от приносящей доход деятельности;

- фактические и ожидаемые поступления благотворительных взносов;

- уровень подготовленности руководства и трудового коллектива учреждения.

Критерии, касающиеся осуществления учреждениями государственных, муниципальных функций, и сферы деятельности учреждений являются обязательными для соблюдения при выборе типа учреждения.

В случае если учреждения осуществляют государственные, муниципальные функции, их следует относить к типу казенных учреждений.

Основанием считать, что учреждение осуществляет государственные, муниципальные функции является осуществление учреждением контрольно-надзорной деятельности, деятельности по охране и защите, выдача разрешительных документов, проведение экспертиз, осуществление иных юридически значимых действий.

Учреждения, созданные на особо охраняемых природных территориях, занимаются охраной природных территорий.

В природных заповедниках и национальных парках действуют инспекторы по охране территорий заповедников и парков, в частности имеющие право:

- проверять у лиц, находящихся на территориях государственных природных заповедников и национальных парков, разрешение на право пребывания на указанных особо охраняемых природных территориях;

- проверять документы на право осуществления природопользования и иной деятельности на прилегающих к территориям государственных природных заповедников и национальных парков территориях охранных зон;

- задерживать на территориях государственных природных заповедников, национальных парков и их охранных зон лиц, нарушивших законодательство Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях, и доставлять указанных нарушителей в правоохранительные органы;

- изымать у нарушителей законодательства Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях продукцию и орудия незаконного природопользования, транспортные средства, а также соответствующие документы;

- производить на территориях государственных природных заповедников, национальных парков и их охранных зон досмотр транспортных средств, личных вещей;

- беспрепятственно посещать любые объекты, находящиеся на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, их охранных зон, для проверки соблюдения требований законодательства Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях;

- запрещать хозяйственную и иную деятельность, не соответствующую установленному режиму государственных природных заповедников, национальных парков, их охранных зон;

- налагать административные взыскания за нарушения законодательства Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях и т.д.

В природных заповедниках, заказниках, национальных парках силами сотрудников таких учреждений могут проводиться проверка (рейды) по соблюдению природоохранного законодательства и установленного режима особой охраны на территории; оформляться документы строительным и иным организациям на сооружение на территории особо охраняемой природной территории разрешенных объектов.

Закрепление за природными заповедниками, национальными парками и природными заказниками подобной деятельности дает основания полагать, что природные заповедники, национальные парки и природные заказники осуществляют государственные функции, и, следовательно, рекомендовано их относить к казенным учреждениям.

Иные категории учреждений, создаваемые на особо охраняемых природных территориях, представляется возможным отнести к бюджетным учреждениям.

Что касается охотничьих хозяйств, то данные учреждения осуществляют сохранение охотничьих ресурсов и среды их обитания, а также создание охотничьей инфраструктуры. Аналогичные задачи могут решать иные юридические лица и индивидуальные предприниматели на основе охотхозяйственного соглашения, по которому указанным лицам предоставляются в аренду земельные и лестные участки и право на добычу охотничьих ресурсов. Государственные функции данные учреждения не осуществляют, и их тип не требуется менять на казенные учреждения.

Автономными учреждениями охотничьи хозяйства быть не могут в связи с тем, что подобная сфера для создания и деятельности автономных учреждений не предусмотрена определением автономного учреждения, установленным в Федеральном законе "Об автономных учреждениях".

В этой связи для охотничьих хозяйств рекомендуется выбирать тип бюджетных учреждений.