В течение переходного периода учредителям в субъекте Российской Федерации, муниципальном образовании рекомендуется провести анализ сети подведомственных учреждений и решить вопросы изменения типа учреждений в случае необходимости.
Анализ сети учреждений в сфере культуры необходимо проводить исходя из основных конституционных принципов:
- обеспечение конституционного права граждан Российской Федерации на свободу творчества, равный доступ к участию в культурной жизни и пользованию услугами учреждений в сфере культуры;
- гуманистический характер деятельности учреждений в сфере культуры, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;
- содействие в сохранении единства культурного пространства страны, в поддержке и развитии самобытных национальных культур, региональных и местных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства.
Правовой базой сохранения и развития культуры в России является Закон Российской Федерации "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" от 09.09.92* N 3612-1 (далее - Закон N 3612-1), Федеральный закон от 06.10.99 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Закон N 3612-1 устанавливает права и свободы человека в области культуры, обязанности государства, разделение компетенции в области культуры между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти в субъектах Российской Федерации, органами местного самоуправления, экономическое регулирование в области культуры. Нормами российского законодательства к полномочиям органов местного самоуправления относятся создание условий для организации досуга и обеспечение жителей муниципальных образований услугами организаций культуры, создание музеев, организация библиотечного обслуживания населения, комплектование библиотечных фондов.
________________
* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать "от 09.10.92". - Примечание изготовителя базы данных.
Особенности создания и правового положения музеев в Российской Федерации, особенности правового положения Музейного фонда Российской Федерации определены Федеральным законом от 26.05.96 N 54-ФЗ "О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации".
Базой для развития библиотечно-информационной деятельности является Федеральный закон от 29.12.94 N 78-ФЗ "О библиотечном деле", устанавливающий принципы деятельности библиотек, гарантированные права человека на свободный доступ к информации, свободное духовное развитие, приобщение к ценностям национальной и мировой культуры, а также на культурную, научную и образовательную деятельность.
Федеральный закон от 29.12.94 N 77-ФЗ "Об обязательном экземпляре документов" устанавливает особенности формирования национального библиотечного фонда и его общественного использования в целях библиотечно-информационного обслуживания пользователей, определяет библиотеки в качестве получателей федерального обязательного экземпляра, обязательного экземпляра субъекта Российской Федерации и обязательного экземпляра муниципального образования (городского или сельского поселения, городского округа, муниципального района).
Федеральный закон от 22.10.2004 N 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации" регулирует отношения в сфере организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов независимо от их форм собственности, а также отношения в сфере управления архивным делом в Российской Федерации в интересах граждан, общества и государства.
В Федеральном законе от 20.02.95 N 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации" подчеркивается, что государственные информационные ресурсы, в числе которых информационные ресурсы государственных и муниципальных библиотек, являются открытыми и общедоступными (статья 10 указанного Федерального закона).
В целях определения типа государственного (муниципального) учреждения или оценки целесообразности принятия решения об изменении типа государственного (муниципального) учреждения рекомендуется использовать следующую группу критериев:
1. Критерии, основанные на положениях законодательных актов Российской Федерации:
а) Исполнение функций органов власти.
Государственное (муниципальное) учреждение может быть отнесено к определенному типу исходя из возможности исполнения указанным учреждениям государственных (муниципальных) функций в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов власти.
Для исполнения государственных (муниципальных) функций может быть создано только казенное учреждение, за исключением случаев, прямо установленных федеральными законами.
_______________
Абзац 2 пункта 6 раздела III Методических рекомендаций по определению критериев изменения типа государственных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждений с учетом сферы их деятельности и рекомендаций по внесению изменений в трудовые договоры с руководителями бюджетных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных бюджетных учреждений, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 07.09.2010 N 1505-р (далее - Рекомендации N 1505-р).
Автономное учреждение и бюджетное учреждение создаются публично-правовым образованием для выполнения государственных (муниципальных) работ, оказания государственных (муниципальных) услуг и не вправе исполнять государственные (муниципальные) функции, за исключением случаев, прямо установленных федеральными законами.
б) Сфера деятельности учреждения.
Законодательно разрешено создавать учреждения в сфере культуры во всех трех типах: автономные, бюджетные и казенные.
2. Критерии, основанные на учете финансово-экономической и административно-управленческой оценке деятельности (оценка финансово-экономических показателей производится на основе отчетного финансового года и двух предшествующих финансовому году лет):
средняя доля внебюджетных средств в общем объеме финансового обеспечения государственного (муниципального) учреждения за отчетный финансовый год и 2 предыдущих финансовых года;
_______________
Подпункт а) пункта 9 раздела IV Рекомендаций N 1505-р.