Специфика отрасли культуры состоит в том, что учреждения культуры не только проводят мероприятия по непосредственному показу, но и выполняют государственную функцию по созданию, сохранению, собиранию и изучению культурного наследия, фондов, художественных произведений.
Эта функция напрямую с конкретным потребителем не связана. Но без реализации этой функции обеспечить доступ граждан и юридических лиц к культурным ценностям, культурному наследию невозможно.
Работы, связанные с исполнением государственной функции, включаются в перечень услуг (работ) государственного задания, с последующим структурированием каждого вида услуги (работы) в целях расчета нормативов для предоставления субсидии.
Формирование перечней услуг (работ), оказываемых (выполняемых) государственными (муниципальными) учреждениями, осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления по решению вопросов, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в установленной сфере, а также полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Формат отраслевого перечня государственных услуг (работ) и требования к нему рекомендуется установить в субъекте Российской Федерации. Ведомственные перечни услуг формирует учредитель, на основании анализа полномочий и анализа сети учреждений.
_______________
Подробнее см. соответствующий раздел общей части настоящих комплексных рекомендаций.
При разработке перечня услуг (работ), оказываемых государственными (муниципальными) учреждениями в сфере культуры, рекомендуется следующая структура перечня:
1. Услуги, оказываемые в сфере культуры;
2. Работы, выполняемые в сфере культуры.
Деление на работы и услуги в части применения Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" в деятельности учреждений является условным и принято в целях разграничения услуг (работ).
В качестве основного критерия для отнесения государственных (муниципальных) услуг (работ) к первому или второму разделам рекомендуется принимать показатель наличия конкретного потребителя (физического или юридического лица) государственной (муниципальной) услуги или работы.
В первом случае, услуга оказывается непосредственно конкретному потребителю, во втором случае, работа - это обеспечивающее услугу мероприятие, не имеет непосредственно конкретного потребителя, но осуществляется в целях обеспечения предоставления услуги потребителю и выполняется в интересах общества в целом.
Например: для зоопарков:
- Услуга по показу зверей в зоопарках, зоосадах и зверинцах.
- Работа по уходу, обеспечению безопасности, сохранению и кормлению животных.
Под работой может также подразумеваться деятельность, направленная на решение определенных стратегических задач в сфере культуры. Например, "Работа по сохранению нематериального культурного наследия народов Российской Федерации в области традиционной народной культуры".
Целесообразно включить в отраслевой перечень услуг следующие государственные (муниципальные) услуги (работы):
а) для театрально-концертных организаций:
- работа по созданию спектаклей, концертов и концертных программ, цирковых номеров и программ, иных зрелищных программ;
- услуга по показу спектаклей, концертов и концертных программ, цирковых номеров и программ, иных зрелищных программ
б) для организаций в сфере народного творчества:
- работа по сохранению нематериального культурного наследия народов Российской Федерации в области традиционной народной культуры
в) для библиотек:
- работа по формированию и учету фондов библиотеки;
- работа по библиографической обработке документов и организации каталогов;
- работа по обеспечению физического сохранения и безопасности фонда библиотеки;
- работа по проведению фестивалей, выставок, смотров, конкурсов, конференций и иных программных мероприятий силами учреждения;