Действующий

Комплексные рекомендации органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления по реализации Федерального закона от 8 мая 2010 года N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений"

10.2. Анализ сети подведомственных учреждений, принятие решения о выборе типа государственного (муниципального) учреждения


Учредителям целесообразно предусмотреть в плане мероприятий по реализации Федерального закона и провести анализ сети подведомственных учреждений с целью принятия, в случае необходимости, решения об изменении типа учреждений, создании новых учреждений, а также о реорганизации или ликвидации учреждений.

Каждому учредителю рекомендуется в целях проведения анализа сети подведомственных учреждений и дальнейшей оптимизации (модернизации) этой сети предусмотреть следующие действия: во-первых, составить перечень подведомственных учреждений; во-вторых, сгруппировать их по определенным признакам, соответствующим группировке государственных (муниципальных) услуг (например, для органов управления образованием рекомендуется сгруппировать учреждения по уровням образования: детские сады, школы, учреждения начального профессионального образования, учреждения дополнительного образования и т.п.); в-третьих, проанализировать количество учреждений, соответствующих вышеуказанной группировке, но относящихся к другим уровням публично-правовых образований (например, федеральные государственные учреждения, действующие на территории субъекта Российской Федерации).

Такая группировка позволит провести дальнейший сравнительный анализ учреждений в целях принятия решения о выборе типа учреждения. Так, по учреждениям каждой группы целесообразно проанализировать следующие параметры:

1. выявить подведомственные учреждения, оказывающие услуги, в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ, являющиеся необходимыми и обязательными для осуществления государственных (муниципальных) услуг, оказываемых органами государственной власти (местного самоуправления);

2. определить объем доходов от приносящей доход деятельности по основным видам деятельности, определенным учредительными документами, а также долю доходов от "непрофильной" деятельности в общем объеме приносящей доход деятельности;

3. выявить учреждения, которые не являются "профильными" для данного учредителя (например, колледж или техникум, подведомственный органу исполнительной власти в сфере транспорта) для более точного формирования ведомственных перечней услуг и последующего рассмотрения вопроса о необходимости реформирования сети учреждений;

4. выявить учреждения, целью деятельности которых не может являться увеличение количества потребителей услуг (например, коррекционная школа или интернат для престарелых граждан) и для которых необходимо специально разрабатывать систему мотивации к повышению эффективности деятельности;

5. выявить учреждения, расположенные на территориях, включенных в региональные (отраслевые) программы социально-экономического развития (иные программы), с целью принятия решений об оптимизации типа учреждений с учетом целей и задач соответствующих программ.

Перечень данных параметров может быть расширен и дополнен учредителем.

На основании отраслевого и ведомственных перечней услуг, анализа сети подведомственных учреждений по определенным учредителем параметрам, а также, руководствуясь приведенной ниже таблицей 1, высший исполнительный орган государственной власти (местная администрация) или учредитель (при условии наделения соответствующими полномочиями) могут принять решение об изменении типа (о переводе учреждения в автономное, бюджетное или казенное), реорганизации, ликвидации, создании учреждений в соответствующей сфере.

Важно отметить, что в соответствии с частью 1 статьи 17.1 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ, изменение типа государственного (муниципального) учреждения не является его реорганизацией. При изменении типа учреждения необходимо внести изменения в его учредительные документы, а также произвести иные действия, предусмотренные законодательством. В целях приведения правового положения бюджетных и казенных учреждений в соответствие с требованиями Федерального закона, органам власти необходимо обеспечить внесение соответствующих изменений в уставы подведомственных бюджетных и казенных учреждений до 1 декабря 2011 года.

_______________

Минфином России совместно с Казначейством России подготовлено письмо от 17.03.2011 N 02-03-09/911/42-7.4-05/5.3-178 о внесении изменений в уставы федеральных бюджетных и казенных учреждений.

На основании части 2 статьи 31 Федерального закона.


Справка: Особенности правового положения казенных учреждений, установленные статьей 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, распространяются на органы государственной власти и органы местного самоуправления. Изменений в положения об этих органах, в связи с принятием Федерального закона, вносить не требуется (часть 11 статьи 33 Федерального закона).

Высший исполнительный орган государственной власти (местная администрация) или учредитель могут принять решение о передаче части подведомственных учреждений на другой уровень (например, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации может принять согласованное с "принимающей стороной" решение о передаче детского сада в собственность муниципального образования, на территории которого расположено данное образовательное учреждение).

При отнесении учреждения к типу автономного необходимо учитывать требования статьи 2 Федерального закона от 3 ноября 2010* года N 174-ФЗ, в соответствии с которой к автономным учреждениям могут быть отнесены учреждения, осуществляющие свою деятельность только в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах, в случаях, установленных федеральным законом.

________________

* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать "от 3 ноября 2006 года". - Примечание изготовителя базы данных.


В соответствии с частью 12 статьи 32 Федерального закона при создании казенного учреждения в порядке, предусмотренном пунктом 1 части 1, частями 2-4 указанной статьи, учреждение вправе осуществлять предусмотренные его уставом виды деятельности без переоформления лицензий, свидетельств о государственной аккредитации и иных разрешительных документов, выданных государственному учреждению, тип которого был изменен, до окончания срока действия таких документов.

Справка: В Государственную Думу Российской Федерации внесен законопроект "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения автономных учреждений", в соответствии с которым планируется освободить все учреждения, созданные путем изменения типа, от обязанности переоформлять лицензии и иные разрешительные документы, выданные учреждению, тип которого был изменен, до окончания их срока действия.

Любое учреждение в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 21 ноября 1996 года N "О бухгалтерском учете" вправе на договорной основе передать ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии. В случае реализации учреждением данного права следует обращать внимание на то, что лицевые счета подлежат открытию в финансовом органе и в территориальном органе Федерального казначейства самому учреждению, а не централизованной бухгалтерии.

С целью минимизации социальных и иных рисков вместе с принятием решения об изменении типа учреждений рекомендуется разработать план перевода учреждений в иные правовые формы (типы) и начать его реализацию с определением пилотных учреждений.

Таблица 1

     
Сравнительная характеристика автономных, бюджетных, казенных учреждений по некоторым признакам

Признак

Характеристики признака

Применение признака для каждого типа учреждения

КУ

БУ

АУ

_______________
      КУ - казенные учреждения, БУ - бюджетные учреждения, АУ - автономные учреждения.

Государственное (муниципальное) задание на оказание услуг (выполнение работ)

Обязательность формирования для данного типа учреждений

-

+

+

Может быть сформировано по решению учредителя, но не обязательно

+

-

-

Финансовое обеспечение

Бюджетная смета

+

-

-

(финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания для КУ, БУ и АУ)

Субсидия

-

+

+

Открытие и ведение счетов (лицевых счетов)

Обязательно лицевые счета в Федеральном казначействе (ФК), финансовом органе соответствующего ППО (далее - ФО)

+

+

-

Возможность открытия и ведения счетов в кредитной организации и/или в ФК (ФО)

-

-

+

Субсидиарная ответственность учредителя

Наличие в зависимости от типа учреждения

+

-

-

Принципы ведения бухгалтерского учета

Применение единого плана счетов бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений

+

+

+

Возможность для перевода отдельных видов учреждений в определенный тип в зависимости от сферы и характера деятельности

Здравоохранение, образование, культура, физкультура и спорт, занятость населения, социальная защита, в иных сферах, в случаях, установленных федеральными законами

+

+

+

Наличие ограничений по сферам деятельности

-

-

+

_______________

В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 29 ноября 2010 года N 313-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" государственные учреждения субъектов Российской Федерации и муниципальные учреждения, участвующие в реализации территориальных программ обязательного медицинского страхования, не могут быть созданы в виде казенных учреждений.


Требования к размещению информации о деятельности учреждений в открытом доступе, документы в соответствии с п.3.3 статьи 32 Федерального закона от 12.01.96 N 7-ФЗ, п.3 статьи 4 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ

Обязательно размещение после 1 января 2012 года

+

+

+

Возможность распоряжения имуществом без согласия учредителя

Недвижимым имуществом, закрепленным собственником, приобретенным за счет выделенных собственником средств

-

-

-

Недвижимым имуществом, приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности

-

-

+

Особо ценным движимым имуществом, закрепленным собственником, приобретенным за счет выделенных собственником средств

-

-

-

Особо ценным движимым имуществом, приобретенным за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности

-

+

+

Иным имуществом

-

+

+

Возможность ведения приносящей доход деятельности в соответствии с

С зачислением доходов в соответствующий бюджет

+

-

-

уставом (оказание платных услуг физическим и юридическим лицам)

С правом распоряжения полученными доходами

-

+

+

Финансовое обеспечение учредителем содержания имущества, сдаваемого в аренду

В рамках бюджетной сметы или субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания

+

-

-

_______________

В случае сдачи в аренду недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества финансовое обеспечение содержания такого имущества учредителем не осуществляется (часть 6 статьи 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ и часть 3 статьи 4 Федерального закона от 3 ноября 2006 года N 174-ФЗ).

Распространение действия положений Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ

При приобретении товаров, работ, услуг за счет всех источников

+

+

-

Органы управления государственным (муниципальным) учреждением

Руководитель, назначаемый учредителем

+

+

+

Руководитель, назначенный учредителем и одобренный наблюдательным советом

-

-

+