В соответствии с частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации в Правительстве Российской Федерации рассмотрен представленный проект федерального закона.
Законопроектом предусматривается определить задачи и принципы нормативного регулирования обязательного технического осмотра транспортных средств в Российской Федерации, определить правовое положение и регулирование отношений участников обязательного технического осмотра, установить формы и методы государственного и общественного контроля за осуществлением обязательного технического осмотра.
Законопроект, как представляется, не упрощает, а усложняет проведение обязательного технического осмотра по сравнению с существующим порядком.
Так, законопроект не учитывает особенности проведения государственного технического осмотра таких транспортных средств, как тракторы, самоходные дорожно-строительные и иные самоходные машины и прицепы к ним.
Следует отметить, что в настоящее время государственный технический осмотр тракторов, самоходных машин и прицепов к ним осуществляется без привлечения коммерческих организаций непосредственно государственными инженерами-инспекторами гостехнадзора - должностными лицами соответствующих органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
При проведении технического осмотра тракторов, самоходных машин и прицепов к ним контролю подлежат не только параметры, влияющие на безопасность дорожного движения, но также и параметры, влияющие на безопасную эксплуатацию, что требует соответствующей квалификации лиц, проводящих такие осмотры. Для оценки технического состояния указанной техники не могут применяться те же диагностические приборы, которые используются для оценки технического состояния автомототранспортных средств. То же касается и методов контроля.
Совокупность указанных обстоятельств свидетельствует о том, что стоимость проведения государственного технического осмотра тракторов, самоходных машин и прицепов к ним на единицу техники будет в 15 - 50 раз выше, чем по автомототранспортным средствам. Это может отрицательно повлиять на экономическую ситуацию в первую очередь в агропромышленном комплексе, а также и в других отраслях, где используются тракторы и самоходные машины.
Авторами законопроекта не учтено, что осуществление государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в соответствии с подпунктом 57 пункта 2 статьи 26_3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Законопроект предусматривает проведение технического осмотра транспортных средств Вооруженных Сил Российской Федерации (далее - Вооруженных Сил) только специализированными юридическими лицами в виде государственных унитарных предприятий (статья 33 проекта закона).
Вместе с тем деятельность этих организаций по проверке транспортных средств Вооруженных Сил сопряжена с необходимостью проведения комплекса мероприятий по защите государственной тайны и наличия у персонала соответствующих документов по допуску к сведениям, имеющим государственную тайну. Кроме того, в силу географических особенностей Российской Федерации, удаленности пунктов постоянной дислокации воинских частей Вооруженных Сил организация технического осмотра транспортных средств специализированными центрами может привести к увеличению расходов материальных и денежных средств, что требует соответствующего финансово-экономического обоснования.
Согласно статье 13 законопроекта центры обязательного технического осмотра, помимо проведения работ по обязательному техническому осмотру, вправе предлагать (оказывать) услуги по техническому обслуживанию и ремонту транспортного средства.
Подобное совмещение видов деятельности может повлечь необъективность оценки технического состояния транспортного средства вследствие возникновения заинтересованности владельцев таких центров в увеличении количества выявленных неисправностей (в том числе не оказывающих влияния на безопасность движения), а также навязывание дополнительных платных услуг владельцам транспортных средств.
Помимо изложенных замечаний следует отметить, что статьей 4 законопроекта предлагается установить порядок и условия признания нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти несоответствующими Федеральному закону. Положения указанной статьи не относятся к предмету правового регулирования законопроекта.
Частью 4 статьи 41 законопроекта устанавливается, что отзыв жалобы лишает владельца транспортного средства, подавшего ее, права на подачу повторной жалобы по тем же основаниям тому же должностному лицу государственного контролирующего органа. Указанная норма не соответствует положениям Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", в соответствии с которыми гражданину не запрещено подавать повторную жалобу по тем же основаниям тому же должностному лицу.
Учитывая изложенное, Правительство Российской Федерации законопроект не поддерживает.
Заместитель Председателя
Правительства Российской Федерации -
Руководитель Аппарата Правительства
Российской Федерации
С.Собянин